Мировые продажи автомашин с дизельными двигателями упали в прошлом году на 17% по сравнению с 2016 годом.

Причиной тому главным образом распространившееся мнение об их экологической вредности.

Представители отрасли утверждают, что современные дизели на самом деле исключительно чистые, и обвиняют правительства и борцов за охрану окружающей среды в предубеждениях.

Действительно ли дизельные двигатели опаснее бензиновых или их просто демонизируют в прессе, разбиралась Русская служба Би-би-си.

Меньше, но хуже

Однозначного ответа нет, говорят независимые эксперты. Все зависит от конкретной марки автомобиля.

И дизельные, и бензиновые двигатели переводят химическую энергию в механическую путем сжигания топлива, но делают это по-разному.

Дизель потребляет в целом меньше горючего и, соответственно, выбрасывает в атмосферу меньше двуокиси углерода, чем бензиновый двигатель такой же мощности. Но выделяемые им мельчайшие частицы сажи считаются особо вредными для человека.

"Они проникают очень глубоко в легкие, вызывая раздражение, оседают на поверхностях, с которых кровь поглощает кислород, и способны попадать в саму кровь. Это повышает риск инсульта, сердечных приступов и астмы, особенно у людей, которые к ним предрасположены", – говорит Мэтью Локхэм, исследователь токсичных воздействий загрязнения атмосферы из университета Саутгемптона.

Однако новейшие дизели оборудуются специальными фильтрами.

"Фильтры задерживают до 99% мельчайших частиц, так что для современных дизелей этой проблемы больше не существует", – утверждает глава независимого исследовательского центра Emissions Analytics Ник Молден.

Возглавляемая им группа известна тем, что тестирует машины на ходу, тогда как автопроизводители проводят в основном стендовые испытания и на их основании получают сертификаты.

Кроме частиц сажи, дизели по сравнению с бензиновыми моторами выбрасывают больше двуокиси азота, продолжительный контакт с которой ухудшает функцию легких и провоцирует аллергию.

К счастью, современные технологии позволяют добиться хорошего результата и здесь. Экологический стандарт "Евро-6", вступивший в силу в сентябре 2015 года, предусматривает снижение выбросов двуокиси азота вдвое для дизельных машин, выпущенных позже этого срока.

Британская ассоциация автопроизводителей и автодилеров в связи с этим утверждает, что современные дизели в экономическом отношении в основном соответствуют бензиновым по воздействию на окружающую среду.

Группа Emissions Analytics замечает, что ситуация все же не столь однозначна. Дело в том, что на дороге выбросы двуокиси азота резко, порой в 15 раз, превышают результаты стендовых испытаний. В целом, по оценке экспертов, бензиновые двигатели все-таки чище, но очень многое зависит от конкретной модели.

"Если взять 10% самых "чистых" дизелей и 10% самых "грязных" бензиновых двигателей, то разница будет, конечно, в пользу первых, и весьма существенная", – замечает Ник Молден.

С сентября прошлого года проверки на экологичность в реальных условиях сделались обязательными для новых моделей, производимых в ЕС. По словам специалистов, это должно дать более объективную картину.

Чтобы повысить экономичность бензиновых моторов, производители все шире используют технологию так называемого прямого впрыскивания, но это отрицательно сказывается на экологичности.

Так что спор между двумя видами двигателей далеко не завершен.

«Дизель не экономит: он дает взаймы!» Это выражение не новое… И кем бы ни был спровоцирован недавний дизельный скандал, выдвинутые обвинения — не надуманные, а реальные. Но вот можно ли их вообще устранить? И какие еще «нехорошести» везет с собой дизель?

Дизель имеет огромное количество сторонников. Даже Михаил Сергеевич Горбачев, будучи у власти, велел как-то развивать именно этот сектор экономики. Мол, дизель — это очевидная выгода.

DieselFuture1

Слово «экология» тогда всерьез не воспринималось. Но именно эта дама сегодня дала пощечину «Фольксвагену», который первым попал под раздачу. Да такую, что консалтинговое бюро Roland Berger, решившее спрогнозировать последствия дизельного скандала, пришло к довольно печальным выводам.

Если коротко, то суть следующая:

  1. Далеко не все «попавшие на карандаш» машины удастся привести в чувство перепрошивкой «мозгов». Миллионы (!) автомобилей потребуют серьезнейших доработок и, как следствие, огромных финансовых вливаний. К примеру, последние сведения по отзывам Volkswagen говорят, что может набраться до 3,4 млн авто, требующих переделок железа! Не слабо, прямо скажем…
  2. Вследствие п.1 любой новый дизель очень сильно подорожает у нас на глазах. Если, конечно, не пойти прежним путем, оставив болтовню про всякие Евро-10 исключительно для тестовых программ и специально подстроенных покатушек. Иными словами, не начать снова врать.
Читайте также:  Как поменять евроручки на ваз 2114

Volkswagen Passat/Passat Variant BlueTDI/TDI-Motor (105 kW / 143 PS)

Так и хочется сказать: а может быть, ну его подальше, этот дизель? Но и это невозможно, поскольку только он позволяет достичь установленного снижения выбросов СО 2. Дама по имени Экология хихикает…

Далее следует простой вывод. Если дизель незаменим, а дешевым он стать не может даже теоретически, то его судьба — исключительно дорогие автомобили, где стоимость мотора не так заметна в общей цене и где снижение выброса СО 2 (а оно измеряется в абсолютных г/км!) наиболее существенно. А вот всем бюджетным машинкам — большой привет. Задирать на них цену, понятное дело, глупо, а вранье про дизель и экологию мы уже проходили… Или про него скоро забудут?

Совершенно очевидно, что дизельные проблемы по части экологии возникли не сегодня. Наш главный технарь Геннадий Емелькин объяснял всем непосвященным, что дизель по выхлопу далеко не ангел:

«Особенно опасны окислы азота и сажевые частицы — последние через легкие без особых проблем проникают в кровь. Ведь не просто так в выхлопной системе дизельного двигателя прописался сажевый фильтр! Все бы ничего, но в процессе работы он, естественно, заполняется сажей. Больше всего ее скапливается в городском режиме на малой нагрузке, а особенно — в пробках. На загородных трассах да при больших нагрузках сажа выжигается, попутно задействуется режим регенерации сажевого фильтра (увеличивается подача топлива, которое догорает не в цилиндре, а в фильтре, повышая его температуру и выжигая сажу). Но режим регенерации включается только на установившихся трассовых режимах движения: за этим следит блок управления. В городской толчее он, естественно, не включится. После определенного числа неудачных попыток задействовать регенерацию и при накоплении определенного количества сажи блок управления переведет систему управления двигателем в аварийный режим. (Кстати, засорение фильтра блок управления определяет по сигналу датчика противодавления, установленного в выхлопной трубе.) Как результат — снижение мощности, ухудшение приемистости, провалы. А до кучи загорается лампа неисправности с изображением трубы.

Клиент спешит на сервис. Там проводят принудительную регенерацию, подключив к разъему авто диагностический прибор. На каких-то машинах регенерацию можно проводить на месте, а на каких-то необходимо двигаться. А как проводить очистку фильтра в городском режиме, когда невозможно выполнить условия теста? Можно, конечно, его заменить, но цена слишком высока: 60–100 тыс. руб. в зависимости от марки авто. Но ведь дизель покупают, чтобы экономить, а не тратить! Не для того выбирали дизель, чтобы еще попадать на какие-то дорогие запчасти.

Приходится выкручиваться. Известны случаи, когда фильтры промывали в мыльном растворе, но глобально это, конечно же, не выход. Через какое-то время к проблеме опять приходится возвращаться. И очень часто владелец принимает решение — правильно! — избавиться раз и навсегда от фильтра. Попутно корректируется программа управления двигателем. И наконец, финал: вместо обещанных Евро-5 — Евро-10 получаем грязный выхлоп. По неофициальным данным, на дизельных авто в возрасте 4–5 лет сажевого фильтра нет в 60–70% случаев».

DieselFuture2

Так похоронят дизель или нет? Думается, что нет. Хотя при липовой экологии и невнятной экономии — кто знает. Вот, к примеру, из свежих новостей: французы решили повысить с будущего года акцизы на дизтопливо и понизить на бензин, чтобы сделать дизельные авто менее привлекательными! Недаром парижская мэрия еще в прошлом году грозилась через несколько лет запретить всем дизелям въезд в центр города! И это при том, что у французов доля дизелей в продажах 64% против 48% у тех же немцев…

DieselFuture3

Что касается еще одной неприятности (пусть она и носит чисто российский характер), то это — приключения с топливом. Точнее, с зимним ДТ, которое мы неоднократно испытывали. Напоминаю: простейшее испытание — купить дизтопливо на разных АЗС и поставить в морозильник. Так вот, всякий раз часть свежеприобретенных жидкостей, коим по паспорту положено быть сугубо зимними, уже через 3–4 часа превращались в эдакую густую сметану. Какие уж там помутнения, текучести и прокачиваемости, когда мерную тару легко можно переворачивать вверх ногами — не прольется. И как после увиденного пересаживаться на дизель?

А итоги такие. Постоянное снижение требований по выбросам окислов азота привело к тому, что на каком-то этапе бензиновые с этим справились, а дизели потребовали слишком больших затрат (не получается малой кровью), и тогда пошли на ухищрения. Теперь, если вести себя честно, эти требования не могут быть выполнены при приемлемой цене мотора. Вот, собственно, и все. Нужны ли нам все эти Евро-10 — вопрос другой.

Читайте также:  Какой антифриз лить в хонду фит

Дизель не экономит: он дает взаймы… Неужели скептики правы?

Перед покупкой нового транспортного средства автовладельцы задаются вопросом, что лучше — дизель или бензин? Еще три десятка лет назад ДТ использовалось преимущественно на тяжелой технике сельскохозяйственного назначения. Времена изменились, сфера применения и популярность дизеля возросла. Попробуем провести анализ и выяснить, какой двигатель лучше — дизельный или бензиновый.

Что лучше дизель или бензин? Предыстория

В конце XX века малая часть граждан знала о выпуске на территории СССР дизельных моторов, поскольку большая часть продукции уходила на экспорт. Те, что оставались на Родине, использовались для общественного транспорта или спецтехники — на автобусах, комбайнах, грузовиках и т. д.

Сегодня это предубеждение кануло в лету. Дизели продаются пусть и в 3-4 раза хуже бензиновых ДВС, но намного чаще, чем в прошлом веке. Причин тому множество. Но для начала рассмотрим, чем схож и чем отличается дизель от бензина в действии.

Какой двигатель лучше: дизель или бензин?

Оба типа ДВС являются четырехтактными, т. е. их работа делится на 4 цикла:

  • впрыск топливной жидкости в цилиндры;
  • сжатие смеси;
  • воспламенение смеси;
  • выпуск (выход отработанных газов).

Принцип действия моторов отличается лишь на третьем этапе: бензин воспламеняется от воздействия электрической искры, а дизель — из-за высокой температуры предварительно сжатого воздуха.

Здесь кроется основное отличие дизеля от бензина — свечи зажигания у него заменены на свечи накаливания. Также у него выше степень сжатия — до 25 единиц против 10-12 у бензина. Поскольку камера сгорания (и весь ДВС) испытывает большую нагрузку, ее детали должны быть прочнее. Кривошипно-шатунный механизм конструктивно не отличается у обоих «движков». Но у «солярки» (другое название дизеля) из-за высокого давления в камере сгорания поршни оснащены дополнительным уплотнительным кольцом.

Следствие отличий — утяжеление дизельного мотора, которое влияет на стоимость, эксплуатацию, ресурс и многое другое.

Что лучше дизель или бензин? Критерии сравнения

В качестве основных параметров для того, чтобы понять какой двигатель лучше дизель или бензин, выбраны следующие параметры:

  • мощность;
  • потребление и расход топлива;
  • долговечность (ресурс);
  • качество топлива;
  • экологическая чистота;
  • безопасность для человека;
  • громкость работы;
  • специфика обслуживания;
  • эксплуатация зимой;
  • стоимость содержания и сервисных работ;
  • ремонт ДВС.

Теперь — конкретно по каждому критерию.

Отличие дизеля от бензина – мощность ДВС и потребление топлива

Степень сжатия дизеля почти в 2 раза выше, нежели у бензина, поэтому и КПД его больше. Топливная смесь регулируется равномерно, с повышением оборотов количество поступающей «солярки» также растет. Однако на максимальных оборотах, если сопоставить два агрегата с одинаковым рабочим объемом, количество впрыскиваемого дизеля будет на 30-50% меньше. Поэтому два авто одной марки, отличные дизельным и бензиновым двигателем одинакового объема, могут иметь значительные расхождения в мощности.

Однозначно утверждать, что лучше для авто бензин или дизель, сложно. Если автовладелец — сторонник рева мотора, ему подойдет дизель. Если любитель сэкономить — бензиновый ДВС.

Если вы выбрали автомобиль с бензиновым двигателем, то рекомендуем ознакомиться с актуальной стоимостью бензина в России.

Что экономичнее: дизель или бензин?

Низкое качество ДТ в России — миф. Возможности заправки второсортным бензином или дизелем равновероятны, а происходит это чаще всего по причине выбора плохих АЗС. К тому же, обращения в сервис к официальным дилерам дизельных авто с поломкой ДВС из-за низкого качества солярки очень редки. Поэтому определить что выгоднее – дизель или бензин, по данному критерию достаточно сложно.

Иначе дела обстоят со скоростью износа элементов мотора. Движки, работающие на солярке, служат дольше, ибо коленвал и детали цилиндро-поршневой группы у бензиновых ДВС быстрее выходят из строя, требуя замены. Кроме того, дизель выполняет роль смазочного материала при сгорании. Поэтому в вопросе, что экономичнее дизель или бензин, однозначно выигрывает первый.

Впрочем, сегодня цены регулярно меняются, поэтому рекомендуем ознакомиться с актуальными расценками на дизельное топливо в России.

Что экологичнее дизель или бензин?

Здесь также выигрывает дизельное топливо. При сгорании оно выделяет меньше углекислого газа, а дым и сажа отличают только неисправные моторы.

Дизель — самый экологичный из всех типов двигателей, уступает он лишь гибриду и электромобилю. Безусловно, в его выхлопе содержатся вредные соединения, но их концентрация настолько мала, что они не представляют вреда для здоровья человека. ДВС, работающий на бензине, намного вреднее.

Дизель или бензин плюсы и минусы – безопасность эксплуатации

Решая, что лучше дизель или бензин, с точки зрения безопасности эксплуатации, нужно понимать, что существующая разница является следствием конструктивных особенностей и количеством вредных примесей выхлопе. Дизельное топливо сгорает не так интенсивно, как бензин; значит, риск возгорания ниже. Отсутствие системы зажигания также повышает безопасность эксплуатации. Почему так происходит? Дизелю для воспламенения нужна высокая температура, а не искра, что может привести к возгоранию.

Читайте также:  Козырек заднего стекла ваз 2107

Низкая токсичность ДТ — еще один аргумент в пользу солярки. Применительно к этому и предшествующему пункту (что экологичнее дизель или бензин) ДТ уверенно выигрывает.

Что лучше: дизель или бензин? Шум автомобиля

Дизельный мотор шумит громче бензинового собрата. Обусловлено это тяжестью конструкции и сильным перепадом давления перед воспламенением и после него. Шум мотора — проблема для бюджетных авто; производители марок класса «люкс» позаботились об автовладельце и пассажирах, установив качественную шумоизоляцию.

Для некоторых же пользователей «мощнее» – значит громче. Они умышленно приобретают шумные дизели, чтобы обращать на себя внимание. Но что лучше для внедорожника — бензин или дизель? Конечно мотор, работающий на солярке. Особо это касается ТС, эксплуатируемых с большими грузами или на бездорожье — только с дизелем они смогут оправдывать надежды автовладельца.

Отличие дизеля от бензина в обслуживании

Почему дизель дороже бензина, если его обслуживание тоже стоит больше? Есть несколько причин:

  • СТО, обслуживающих дизели, в 4-5 раз меньше, и механики сознательно поднимают стоимость;
  • дизелями редко оснащаются легковушки, ремонт на которые по определению дешевле;
  • закрепившаяся тенденция, что дизель — черта грузовиков и автобусов (ремонт которых также дороже).

Что выбрать — бензин или дизель? Интервал обслуживания первого — от 15 до 20 тыс. км пробега, второго — 8-10 тысяч. Масла для них дороже, расходники тоже. С точки зрения регулярного ТО бензин в явном выигрыше.

Дизель против бензина – что лучше зимой?

Как бы не ругали отечественный автопром на бензине, даже он смотрится привлекательнее элитных авто на дизеле. У последних при -15..-20 градусах ДТ переходит в гелеобразное состояние, и завести мотор уже становится сложно. Автовладелец вынужден перейти на зимний вариант топлива, использовать отопительную систему (например, предпусковой обогреватель Webasto, встречающийся на спецтехнике) либо пользоваться недешевыми маслами с присадками, которые еще нужно правильно подобрать.

Дизель против бензина — что лучше зимой? Однозначно бензин. Его эксплуатация в холодное время года надежнее, дешевле, доставляет меньше хлопот.

Что лучше дизель или бензин? Разница в ремонте

От глобальной поломки не застрахован ни один двигатель. Но чем отличается дизель от бензина? В равной степени они требуют заботы по ходу эксплуатации, но на поддержание работоспособности первого будет потрачено больше. В дизельном ДВС в 2 раза чаще меняются фильтры и масла, при пробеге свыше 200 тыс. км «умирают» форсунки или топливный насос, который стоит иногда свыше 50 тыс. рублей. Не говоря о том, какую сумму составит капитальная переделка агрегата.

За деньги, отданные на обслуживание дизеля, можно целиком обновить расходники и сделать капремонт бюджетного бензинового авто. Однако эта цифра померкнет на фоне топливной экономичности и регламентном ТО. К тому же, отремонтировав узел однажды, о его пригодности можно забыть еще на много лет.

Однозначно утверждать, что лучше для кроссовера бензин или дизель, нельзя — любитель экономии предпочтет первый вариант, а ценитель качества в ущерб финансам выберет второй. По сложности ремонта оба типа мотора равны. Ранее дизель представлял сложности, но с внедрением системы подачи топлива Common Rail они канули в лету. Автомеханики к ней приспособились.

Впрочем, нужно понимать, что многое зависит и от конструкции самого автомобиля. Поэтому рекомендуем ознакомиться с рейтингом самых надежных автомобилей.

Чем отличается дизель от бензина? Какие преимущества есть еще?

Некоторые скрытые достоинства — ниже:

  • при погружении в воду дизель будет работать, а у бензинового ДВС замкнет проводку (то есть в случае утопления авто риск возродить ТС на солярке выше);
  • самый дорогостоящий расходник — упомянутый ранее ТНВД, однако и ресурс его превышает 100 тыс. км;
  • транспортный налог ниже для авто, работающего на солярке, ведь при равном объеме (с бензиновым ТС) он не будет мощнее;
  • при отсутствии подогревателей живительное тепло появится в салоне лишь через несколько километров поездки, а при простое в пробке ТС снова остынет.

Что выгоднее — дизель или бензин? В долгосрочной перспективе — первый, но лишь для тех, кто потянет дорогостоящее обслуживание. С точки зрения регулярных расходов предпочтительно второй

Плюсы и минусы дизеля или бензина в равной степени существенны. Автовладельцу перед покупкой стоит проанализировать рассматриваемые автомобили по перечисленным выше критериям, ознакомиться с отзывами бывалых водителей и принять решение с учетом целей эксплуатации и финансовых возможностей.

Прошу поделиться этой записью с друзьями:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector