Многие владельцы «девяток» хоть однажды сталкивались с хрустом, доносящимся из-под колеса при резком повороте. Так граната ВАЗ 2109 (ШРУС) «сигнализирует» о своей неисправности. Это достаточно важная деталь, имеющая сложную конструкцию и требующая особого внимания. Если вы услышали, что граната хрустит, машину незамедлительно нужно вести в автосервис и ставить на ремонт с целью замены неисправной детали. Но гранат четыре. Нужно определить, какая, как это сделать?

ВАЗ 2109 — переднеприводный автомобиль, поэтому у передней подвески, помимо ее основных функций, есть еще одна немаловажная задача, а именно: обеспечение передачи крутящего момента ведущим колесам. Для этого она оснащена шарнирами равных угловых скоростей (ШРУСами), позволяющими ведущим колесам вращаться, поворачиваться и перемещаться вертикально на пружине. Название «граната» в народе ШРУС получил благодаря своей форме.

Возможные причины хруста

Водитель со стажем на слух может определить место неисправности автомобиля. Это качество приходит с годами. Однако хруст гранаты перепутать с другим звуком очень трудно. Давайте разберемся, что представляет собой ШРУС. Снаружи он выполнен в виде чаши, а с внутренней стороны корпус имеет полукруглые борозды. Их шесть.

Во внутреннем пространстве находится сферический кулак (обойма) с 6 канавками и шлицевым соединением для полуоси. Вращение происходит через усилие, которое обойма передает на корпус через шары, находящиеся в сепараторе. Шарики, перемещаясь по бороздам, изменяют угол между полуосями.

  • установлены низкокачественные или бракованные изделия, в том числе поддельные;
  • использованы низкокачественные смазочные материалы либо они отсутствуют;
  • повреждение пыльника;
  • езда по плохим дорогам или агрессивный стиль вождения.

У каждой детали есть свой ресурс выработки. И со временем в шарнирах возникает люфт. Перекатывание шариков, уже более свободное, воспроизводит звук, напоминающий хруст. Он может появиться при повороте, резком ускорении, преодолении препятствий.

На ведущие колеса установлено по 2 гранаты (внутренняя и наружная): первая передает вращение от коробки, вторая — от полуоси к ступице колеса. Поэтому при возникновении постороннего звука нужно определить, какой именно ШРУС издает звук (расположенный слева или справа, внутри или снаружи).

Конструкция этих гранат одинакова, различаются они только размерами (наружная меньше). Внешние ШРУСы изнашиваются более интенсивно, потому что нагрузки и углы поворотов больше. Зная конструкцию и отличие гранат, какая, как быстро и почему изнашивается, владелец автомобиля будет более тщательно следить за состоянием ШРУСов.

Читайте также:  Как снять внутренний шрус калина

Способы диагностики ШРУСов

Устройство гранаты: 1 — корпус с наружной обоймой; 2 — сепаратор; 3 — внутренняя обойма; 4 — шарики (6 шт.); 5 — вал привода; 6 — стопорное кольцо; 7 — чехол гофрированный; 8 — хомуты чехла

Как определить, какая граната испорчена и подлежит замене? Есть несколько способов диагностики.

  1. Сначала попытаемся определить хруст внешней гранаты. Автомобиль стоит без движения. Поочередно у шарниров дергаем ось и прислушиваемся. Появился стук, значит, в ШРУСе есть люфт, что говорит об испорченности гранаты.
  2. Теперь пусть машина едет по ровной площадке. Чтобы установить, хрустит граната какая, как нужно действовать, до конца надо вывернуть руль вправо, потом то же самое сделать влево. Раздался хруст, когда вы поворачивали вправо, значит, неисправна правая наружная граната, хруст при левом повороте — левая наружная граната.
  3. В случае неисправности внутренней гранаты возникает вопрос: какая, как определить поломку? Для этого выбираем дорожное покрытие с ухабами, ямами, чтобы колесо опускалось как можно ниже, и едем на автомобиле прямо. Слушаем звуки, поочередно въезжая то левым, то правым передним колесом в яму, и по слуху определяем, какая граната хрустит.
  4. Приподнять автомобиль на подъемнике. Включить первую передачу, чтобы колеса могли вращаться в подвешенном состоянии. При неисправности гранаты вы услышите шарнирный хруст.

Мы узнали, какая, как и в каком месте «щелкает» граната. Осталось приступить к замене испорченного ШРУСа. Это можно сделать в автомастерской или выполнить ремонт самостоятельно, при наличии соответствующего опыта. Есть три основных правила, при выполнении которых привод авто служит долго.

  1. Откажитесь от резкого старта.
  2. Не газуйте, выворачивая руль.
  3. Периодически осматривайте пыльники.

ШРУС быстро изнашивается при значительных нагрузках и попадании грязи. Позаботьтесь о своем автомобиле.

Граната машины нередко выходит из строя. Особенно данный элемент часто ломается у водителей, которые предпочитают агрессивный тип езды. Изношенную запчасть следует менять. В России владельцы машины ВАЗ 2109 могут приобрести гранату примерно за 400-1500 рублей.

Что это?

Гранату еще называют ШРУСом. Аббревиатура расшифровывается как шарнир равных угловых скоростей. Под гранатой автомастера понимают устройство, которое осуществляет передачу крутящего момента при повороте до 70 градусов относительно оси. ШРУС может иметь разное устройство. Конструкционные особенности обусловлены разновидностью детали. Независимо от вида граната состоит из нижней части, корпуса, сепаратора и металлических шариков.

ШРУС нередко выходит из строя. Причин поломок немало:

  • Изделие изготовлено из бракованного металла.
  • Применяется низкокачественная или неподходящая смазка.
  • Загрязнение гранаты.
  • Порвался пыльник.
  • Естественный износ.
Читайте также:  Как подключить автомобильную камеру заднего вида

Заметить неисправность гранаты на ВАЗ 2109 легко по таким изменениям в работе машины:

  1. Появление посторонних звуков (скрежета, щелчков, хруста).
  2. Люфт вала.

Вышедший из строя ШРУС в некоторых случаях можно восстановить. Но чаще всего приходится искать исправную автодеталь.

Ценообразующие факторы

Покупку гранаты на ВАЗ 2109 нельзя назвать затратной. Но все же ремонт требует выделения определенной суммы денег, которой может оказаться недостаточно для приобретения запчасти в первом попавшемся магазине. Чтобы сэкономить, нужно подходить к выбору запчасти с умом. Важно понимать, что при формировании прайса продавцы учитывают ряд таких ценообразующих факторов:

  1. Качество.
  2. Оригинальность.
  3. Состояние.
  4. Место покупки.
  5. Бренд.
  6. Известность продавца.
  7. Разновидность.
  8. Необходимость в заказе доставки.

Чем выше качество и известнее продавец, производитель гранаты, тем цена будет выше. При заказе услуги доставки товара придется дополнительно оплатить транспортные расходы.

Типы автодетали

Продаются разные виды ШРУСов. Среди всего многообразия стоит выделить такие типы:

  • Спаренные карданные (это два карданных шарнира, состыкованные друг с другом).
  • Трипод (допускают большие осевые перемещения).
  • Шариковые (являются самыми распространенными).
  • Кулачково-дисковые (КрАЗ-255Б, Урал-4320).
  • Сухариковые (склонны к перегреву при высоких скоростях вращения вала, устанавливаются чаще на грузовых видах авто).

Также граната может быть:

  1. Внутренней (соединяет полуось и коробку передач).
  2. Внешней (соединяет ступицу колеса с полуосью).

По состоянию ШРУС можно приобрести:

  • Новый.
  • Старый, в рабочем состоянии.
  • Бывший в использовании, требующий замены отдельных составляющих элементов.

Производить гранаты для ВАЗ 2109 могут разные заводы. Исходя из этого, детали классифицируют на два типа:

По фирме-изготовителю ШРУС может быть таких марок:

Продаются гранаты на ВАЗ 2109 в разных точках реализации. Поэтому можно купить автодеталь:

  1. По объявлению, поданному частным лицом.
  2. В интернет-магазине автозапчастей.
  3. На авторынке.
  4. В пункте разбора авто на металл.
  5. В магазине, который специализируется на продаже деталей для машин.

Ориентировочная стоимость

Российские автовладельцы могут купить ШРУС на ВАЗ 2109 примерно за 400-1500 рублей.

Ориентировочная стоимость разных видов гранаты:

  • Наружная – около 900 рублей.
  • Внутренняя – около 1400 рублей.

Примерные расценки на продукцию разных фирм:

  • АвтоВАЗ – от 1200 рублей.
  • GKN – от 1400 рублей.
  • Hofer – от 850 рублей.

Старую запчасть в нормальном состоянии можно приобрести за 400-700 рублей.

Где лучше брать автозапчасть?

Гранаты для ВАЗ 2109 продаются разных видов и в разных местах. Лучше покупать оригинальную новую запчасть в специализированном магазине. Если денег недостаточно, то рекомендуется рассмотреть аналоги. Неоригинальные запчасти продаются на авторынке. Но там обычно торгую низкокачественными изделиями малоизвестных фирм. Поэтому лучше обращаться в специализированные магазины.

Читайте также:  Как слить антифриз шкода октавия

По объявлению и на рынке можно купить старую гранату. Такую покупку стоит делать при дефиците денег на приобретение новой автодетали.

Если во время совершения маневра вы слышите со стороны передних колес треск и хруст при наезде на неровность дороги, а при выжатом сцеплении не слышите — то ШРУСы под замену и немедленно. В данном случае рассмотрим замену внутреннего и наружного ШРУСа на ВАЗ 2108, 2109, 21099 своими руками.

Наша инструкция состоит из двух частей: практическое видео и пошаговый гайд с фото.

Прежде всего вам потребуется слить масло из коробки на 1/3 и произвести снятие привода. Только после этого приступать к разбору и замене ШРУСа. Также необходимы тиски для удобства работ.

При покупке нового ШРУСа смотрите на комплектацию: должны быть сам ШРУС, хомуты, пыльник, ступичная гайка, смазка. Или же можете купить по отдельности.

Видео замены наружного ШРУСа на ВАЗ семейства 2108, 2109, 21099

PS к видео: очень важно поставить хомут по ходу вращения, а не против!

Пошаговая инструкция по замене внутреннего и наружного ШРУСа ВАЗ 2108, 2109, 21099

Внутренний

После слива масла из коробки и снятия привода, закрепляем последний в тисках

Снимаем старые резиновые хомуты, затем пыльник

Берем молоток и колодку, с их помощью выбиваем внутренний ШРУС с привода. Наносим несколько сильных ударов чтобы снять его.

Снимаем наконечник на ШРУСе

Берем новый ШРУС и полностью наполняем его специальной смазкой (в комплекте)

Осторожными ударами молотка через деревянный брусок забиваем новый ШРУС на место

Установка пыльника: наденьте его на ШРУС и затяните хомутами настолько плотно насколько сможете.

Расстояние от конца ШРУСа до конца пыльника должно не превышать 21 см.

Наружный

Снятие старых хомутов наружного ШРУСа

Освобождаем ШРУС от пыльника

Выбиваем наружный ШРУС с привода при помощи молотка и колодки

Заполняем новый ШРУС смазкой и забиваем обратно на привод. Повторяем шаги с фиксацией хомутами и обратной сборкой

После такой работы плавность маневров и бесшумность в поворотах вы заметите сразу.

Прошу поделиться этой записью с друзьями:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector