Иж планета 5 кпп

Сборку коробки «Иж-Планета 5» зачастую проводят при ее ремонте или замене деталей. Данный узел не отличается высокой надежностью. Связано это с низким качеством комплектующих элементов, плохой сборкой, плохими требованиями к точности изготовления подшипников, картера и прочих механизмов. Можно найти и свои плюсы. Во-первых, это дешевое производство. Во-вторых, она подлежит ремонту своими руками. Рассмотрим, что представляет собой деталь и как произвести сборку коробки «Иж-Планета 5», а также узнаем полезные рекомендации.

Наиболее распространенные неполадки

Чаще всего у рассматриваемого мотоцикла пропадает или плохо переключается вторая передача. Это может быть связано с небрежным включением скоростей. Например, при наборе больших оборотов на первой передаче без нейтралки, при зацеплении с шестеренкой второй скорости происходит удар, способствующий интенсивному износу узла. Поэтому не рекомендуется сильно «раскручивать» первую скорость. Если все-таки проблемы со второй позицией продолжаются, имеется несколько вариантов их разрешения.

В некоторых случаях поможет самый простой способ, без полной разборки и последующей сборки коробки «Иж-Планета 5». Необходимо мотоцикл положить на правую сторону, после чего снять кик-стартер и ножку переключения скоростей вместе с валом. Далее демонтируется крышка картера и корзина сцепления вместе с дисками.

При выработке шестеренок коробки происходит ухудшение зацепления зубцов. В свою очередь, это приводит к проскальзыванию, рывкам и отказу работы второй передачи. Еще одной причиной может быть изнашивание подшипников первичного вала. Так как от вибрации он уходит немного влево, необходимо при помощи киянки сместить его легкими ударами на место. Зафиксировать элемент в нужном положении позволит установка подходящих по диаметру шайб. Затем стопор подшипника и прочие демонтированные детали монтируются в обратном порядке.

Другие неисправности

Бывает, что разборка/сборка коробки «Иж-Планета 5» могут понадобиться в случае пропадания четвертой скорости. Это часто связано с поломкой подшипников на вторичном валу. Подобная неприятность случается по причине наличия осевого люфта, смещения узла подшипников либо его выхода из строя. Можно попробовать исправить проблему аналогично ремонту второй передачи. Если не помогает, потребуется полная разборка блока.

При заклинивании переключателя скоростей с повышенного диапазона на пониженный режим – вышла из строя пружинная система механизма, переключения. Ее необходимо заменить. Натужная работа узла после проведения сборки коробки передач «Иж-Планета 5» свидетельствует о неправильной установке регулировочных шайб. Чтобы этого избежать, необходимо в процессе помечать и фиксировать прежнее размещение этих элементов.

Разборка и сборка коробки «Иж-Планета 5»

Сначала потребуется провести полный демонтаж муфты сцепления, пускового устройства и моторной передачи, а также слить масло. После того как эти манипуляции проведены, можно приступать к снятию КП. В районе правой части мотора выкрутить восемь винтов крепления. Снимаются подножки водителя, рычаг ножного тормоза, крышка картера с правой стороны. Отсоединяется тросик сцепления, достается шарик и толкатель первичного вала. После этого разъединяется цепь. Обозначения на фото ниже: диски сцепления (1,3), нижний диск (2), внутренний барабан (4), гайки (5, 6).

На подготовленную ветошь или бумагу кладется картерная крышка. Вытащить ее можно, взяв руками за звездочку и потянув на себя. Если элемент не поддается, обратите внимание на опорную шайбу червячного вала, которая могла перекоситься. В отверстие между картером и крышкой следует засунуть пинцет или нож, после чего поправить деталь. При демонтаже корпуса может выпасть пара шайб. Второй элемент немного толще и монтируется на копирный вал. Их необходимо подписать и убрать к остальным запчастям.

Основной этап

Как отмечено на схеме сборки коробки «Иж-Планета 5», дальнейшие операции по разборке проводятся над внутренностями крыши узла, поскольку в ней мог остаться вторичный вал и сектор. При необходимости их снятия нужно разогнуть лепестки шайбы-стопора, открутить гайку, снять звезду и шайбу. Очень аккуратно придерживая шестерню, во избежание выскакивания вала, крышку перемещают на чистую и ровную поверхность шестеренкой вверх.

Стоит отметить, что подшипник этой части узла не имеет стопорного кольца. Поэтому при удалении вала с подшипником ролики могут выпасть, так что будьте внимательны. Если указанный элемент выработал приличный ресурс, существует риск, что при демонтаже вторичного вала внешнее кольцо может выскочить из посадочного гнезда и останется на роликах. Далее необходимо заняться выпрессовыванием сальника. Для этого установочные кольца достаются из отверстия крышки, после чего вынимается наружное кольцо подшипника.

Заключительная стадия

Далее снимается с первичного вала шестеренка второй и третьей скорости, после чего демонтируется первичный вал. Для этого потребуется его аккуратно выбить при помощи стопора и легкого молотка. Удаляются верхняя и нижняя вилки.

Далее достается промежуточный вал в сборе. При помощи отвертки или другого подходящего инструмента, следует отогнуть фиксатор с индикатором нейтрала, с осторожностью вытащить червячный (копирный) валик. На его дальней части расположены регулировочные шайбы, которые могли прилипнуть к картеру. Их нужно собрать и складировать с остальными снятыми деталями. Далее очередь копирного вала. Проверьте края фигурных гнезд, в которых перемещаются направляющие вилки. На них не должно быть сколов и вмятин. Отвинчиваем пару винтов крепления переключающего механизма, который также вынимается. Теперь можно производить замену негодных деталей и осуществлять по схеме сборку коробки передач «Иж-Планета 5». Ниже на рисунке указаны: стопорный колпак (1), болтик (2), звездочка коленвала (3), двухрядная цепь (4), барабан сцепления (5), вал первичный (6).

Читайте также:  Как работает корректор по наддуву д 245

Ремонт

После того как агрегат выпотрошен, можно начинать определяться с деталями, подлежащими замене. Как правило, приходится покупать комплект регулировочных шайб, набор прокладок и герметик. Это в том случае, если нет более серьезных поломок. После того как вы определились с заменяемыми элементами, потребуется провести регулировку оси червячного вала, а после окончательной сборки – зазор по оси первичного, промежуточного и вторичного вала.

На дальний уступ копирного валика надеваются регулировочные шайбы, их следует смазать специальным составом. На ближний край монтируется опорная шайба, вал ставится на свое место. Повернуть его следует таким образом, чтобы датчик нейтрала своим выступом поместился в самый глубокий паз. Затем, при помощи линейки (пока без крышки КП) на плоскости картера измеряется зазор между шайбой и щупом. Он должен быть не более 0,2 мм. В зависимости от показателя, подкладываются или убираются регуляторы. При невозможности точного выставления зазора лучше его сделать меньше.

Сборка коробки на мотоцикле «Иж-Планета 5»

Для правильной сборки сначала нужно установить первичный вал, затем шестерню первой передачи проточкой вниз. Потом монтируется возвратная пружина с валом переключения диапазонов, предварительно стоит надеть пружинный механизм и поместить блок в посадочное место. После этого ставится червячный вал с регулировочными шайбами. Для облегчения установки смажьте «Литолом» подвижные механизмы.

Монтируя узел, необходимо следить за тем, чтобы не повредить датчик нейтральной скорости. Чтобы вал встал на место, при помощи отвертки следует немного отогнуть этот индикатор. При монтаже помните о маленькой шайбе, которая устраняет люфт. Аналогичная деталь устанавливается и на копирный вал. После этого монтируется отсек переключения скоростей.

Важно

Выполняя указанные операции, следите за меткой в средней части сектора. Она должна совпадать с аналогичной риской на валу. На последнем этапе устанавливается крышка картера. При правильном проведении работ она сядет на свое место без проблем.

Необходимо смотреть, чтобы все штоки и валы совпали с родными посадочными гнездами. Они должны свободно вращаться без скрипов и заеданий. Завинчивая винты, прилагайте среднее усилие, поскольку в картере из мягкого металла легко можно сорвать резьбу. Все крепления затягиваются равномерно, во избежание перекоса.

Завершение

Выше приведена подробно сборка коробки «Иж-Планета 5». После затяжки фиксаторов нужно еще раз проверить ведущую звездочку на предмет корректного вращения. В конце устанавливаются храповик с пружиной, втулка барабана сцепления и он сам, а также соединяется цепной привод с ведущей звездой, в коробку наливается трансмиссионное масло.

Коробку передач можно частично разобрать, не снимая силовой агрегат с мотоцикла. Как правило, этого достаточно для того, чтобы определить основные причины неисправностей и устранить их. Однако полностью разбирать коробку передач удобнее, сняв силовой агрегат. Поскольку при разборке двигателя "автоматически" происходит полная разборка коробки передач, описание этой операции помещено в главу "Двигатель".

Разборка для наглядности показана на снятом силовом агрегате.

1. Установив мотоцикл на центральную подставку, сливаем из коробки передач масло и снимаем правую крышку картера.

При ремонте в пути масло можно не сливать, но в этом случае мотоцикл следует положить на левый бок.

2. Снимаем рычаги кик-стартера и переключения передач.

3. Отсоединяем резиновые чехлы цепи от крышки коробки передач, размыкаем цепь.

4. Вынимаем шток сцепления (см. выше).

5. Большой отверткой или зубилом разгибаем контровочную шайбу гайки звездочки (см. выше).

6. Располагаем цепь так, чтобы ее "хвост" вошел в зазор между звездочкой и стенкой картера, заклинив звездочку.

7. Ключом на 36 мм слегка, как было описано выше, ослабляем затяжку гайки звездочки, вращая ее по часовой стрелке (резьба – левая!).

8. Отверткой отворачиваем семь винтов крепления крышки коробки передач к картеру. Под головками двух из них (нижних) установлены алюминиевые уплотнительные шайбы, не потеряйте их.

Болты имеют различную длину, поэтому запишите их расположение.

9. Устанавливаем универсальный съемник на звездочку вторичного вала и аккуратно "напрягаем" его.

10. Через образовавшуюся между крышкой и картером щель удерживаем отверткой зубчатый сектор пускового устройства. Иначе сектор увлекается вслед за крышкой и она, перекашиваясь при затяжке съемника, может треснуть. Сектор находится в задней части коробки передач.

Читайте также:  Как снять печку на ниве

Не "помогайте" съемнику, расклинивая зазор отверткой или подобным инструментом. Так будет повреждена прокладка крышки и, самое главное, образуются вмятины на стыке крышки и картера, что приведет к утечке масла.

11. Медленно вращая винт съемника, снимаем крышку коробки передач вместе с подшипником промежуточного вала, и вторичным валом. Для облегчения снятия можно слегка покачивать крышку и постукивать киянкой (не молотком!) по картеру. Постарайтесь не порвать прокладку крышки.

12. Снимаем с оси храпового механизма сектор переключения передач.

13. Вынимаем вал переключения передач вместе с храповым механизмом.

14. Приподняв копирный вал, выводим из его паза цапфу вилки переключения II и IV передач. Снимаем вилку со штока, а с первичного вала шестерню II и IV передач и шайбу (снимаемые детали показаны стрелками).

15. Вынимаем промежуточный вал.

16. Шлицевой отверткой отводим рычат фиксатора передач от копирного вала. Для наглядности рычат показан на разобранной коробке.

17. Вынимаем копирный вал.

18. Снимаем с копирного вала регулировочные шайбы. Запомните их количество и расположение!

19. Снимаем вилки включения I и III передач со штоков (скалок) и вынимаем шестерни I и III передач. Вилки не взаимозаменяемы, поэтому запомните их расположение на штоках.

20. Снимаем шестерню первой передачи. Обратите внимание на то, что "чашкой" она установлена к стенке картера.

21. Двумя отвертками слегка разжимаем и выводим из проточки первичного вала разрезное стопорное кольцо шестерни.

22. Снимаем с первичного вала стопорное кольцо, упорную шайбу и шестерню.

23. Рукой отворачиваем гайку звездочки и снимаем ее.

24. Вынимаем вторичный вал из крышки, стараясь не потерять ролики подшипника (подшипник – бессепараторный).

25. При сильном износе или повреждении шарикового подшипника промежуточного вала, выпрессовываем и его из крышки. Посадка подшипника не тугая и, как правило, он легко выходит из своего гнезда.

26. Ножом аккуратно отделяем прокладку крышки (она может прилипнуть и к крышке, и к картеру).

27. Промываем в керосине и осматриваем все извлеченные детали. Изношенные подшипники, шестерни с задирами и выкрашиваниями на зубьях и кулачках муфт заменяем. Как правило, приходится заменить и сальник вторичного вала. Сильно изношенные (люфт на валу) бронзовые втулки вторичного вала, при отсутствии новых, можно выточить из любой твердой бронзы, например, марки БрАЖМц10-3-1,5 по приведенному чертежу.

1. Тщательно очищаем ветошью, смоченной керосином, дно картера коробки передач (там могут остаться крупные частицы металла).

2. Ролики подшипника вторичного вала "приклеиваем" к внутреннему кольцу, обильно покрыв их пластичной смазкой. Подшипники и валы, в том числе пазы копирного вала смазываем моторным маслом.

3. Дальнейшую сборку коробки передач проводим в обратной последовательности. Поврежденную прокладку рекомендуется заменить. Предварительно собираем коробку, не покрывая прокладку герметиком. При этом совмещаем метки на копирном валу со стороны шестерни и секторе переключения передач.

4. Проверяем работу коробки передач на четкость и правильность переключения. Валы при этом должны вращаться относительно легко, без заеданий и щелчков.

5. Снова сняв крышку, наносим на прокладку с обеих сторон тонкий слой герметика. Стыки крышки и картера обезжириваем ацетоном или растворителем. Также обезжириваем все винты крепления крышки, наносим герметик на тыльную часть головок винтов.

Нельзя устанавливать крышку коробки передач без прокладки на одном герметике, та как при этом нарушаются осевые зазоры, и валы может заклинить.

6. Окончательно собираем коробку передач (винты крепления крышки затягиваем последовательно, крест-накрест).

7. Заливаем в картер коробки передач масло, если оно сливалось. Проверяем коробку передач на отсутствие утечек.

Не редко приходится испытывать проблемы при езде на мотоцикле Иж Планета 5 по причине малой надежности коробки передач. Виной тому не качественные комплектующие, примитивное производство 20го века и низкие требования к точности изготовления картера, подшипников, шестерен и валов. Есть, конечно, и свои плюсы в простоте конструкции такой коробки передач Иж Планеты, это дешевизна производства, что скорее лучше для производителя. Но главное достоинство – это возможность самостоятельного ремонта. Тут мы рассмотрим что представляет собой коробка передач Иж Планета, научимся не только собирать её, но и выявить неисправности и устранить их.

Для начала хотелось бы огласить список номеров подшипников и сальников, эксплуатируемых в коробке передач ИЖа:

  • Один подшипник первичного вала — номер 204
  • Один подшипник вторичного вала — номер 192906КМ
  • Два подшипник промежуточного вала — номер 203
  • Один сальник вторичного вала — размером 34,5х52

Распространенные неисправности

Самой часто встречающейся неполадкой у ИЖ Планета 5 является самопроизвольное выключение второй передачи. Такая проблема распространена и на многих других мотоциклах, но связана эта поломка, зачастую с небрежным переключением передач. При «раскручивании» первой передачи до больших оборотов, минуя «нейтраль» зацепление с шестерней второй скорости происходит удар, что является причиной износа. Для предотвращения такой неисправности не рекомендуется сильно раскручивать первую передачу. Но если всё же вторая умерла, то возможны некоторые способы устранения проблемы:

Читайте также:  Оригинальный термостат на рено логан

Самый простой метод, который поможет в некоторых случаях. Положите мотоцикл на правую сторону, затем снимите кик-стартер и рычаг переключения передач вместе с валом. Затем снимите левую крышку картера, ну а после чего демонтируйте корзину сцепления вместе с дисками. При эксплуатации происходит выработка шестерен коробки, из-за чего ухудшается зацепление зубцов. Это приводит к проскальзыванию, рывкам трансмиссии вплоть до отказа работы второй передачи. Иногда, при замене шестерни проблема не всегда решаема, и кроется в износе подшипников первичного вала, который от вибраций со временем уходит влево. Для устранения проблемы нужно убрать стопор подшипника первичного вала, затем этот подшипник смещаем легкими ударами киянки или же молотком через «проставку», таким образом чтобы сместить вал вправо. Для фиксации его в таком положении следует подложить соответствующие по диаметру шайбы под подшипник. Количеством и толщиной шайб добейтесь исключения люфта первичного вала, после чего верните стопор подшипника на его место, соберите корзину сцепления и остальные части в обратном порядке.

  • Если пропадает четвертая передача. Зачастую это связано с выходом из строя подшипниками вторичного вала. Это получается из-за появления осевого люфта вторичного вала при смещении подшипников или выхода их строя. Починить такую неисправность можно аналогично ремонту второй передачи, сняв левую крышку картера.
  • Если произошло заклинивание переключения передач с повышенных на пониженные – сломалась пружина собачек механизма переключения, которая подлежит замене.
  • При тугом переключении коробки после сборки говорит о неверном монтировании регулировочных шайб.

Сразу хотим предупредить: следует помечать и записывать прежнее расположение регулировочных шайб при демонтаже механизма переключения.

Обнаружение неисправных деталей

Чтобы научиться определять повреждение и степень износа шестерен коробки передач, рассмотрим классификацию по которой можно принять верное решение о ремонте. Шестерню необходимо заменить, если:

  • есть хоть один сломленный зубец, либо наличие трещин в любой части зуба, вызванной пластической деформацией материала шестерни.
  • при выкрашивании рабочей поверхности шестерни на 20 процентов или больше, при глубине выкрашивания на 5 процентов и более толщины зуба.
  • при наличии коррозии на рабочей поверхности шестерен;
  • если пятно контакта меньше 80 процентов по ширине зубьев, а по высоте менее 60.

Порядок сборки коробки передач Иж Планета 5

Если вы делаете полный капремонт двигателя, а заодно и коробки передач, после выполненных выше рассмотренных работ по ремонту, и замены всех изношенных узлов после полного разбора коробки – потребуется правильная её сборка.
Первым делом следует поставить первичный вал, затем проточкой вниз установить шестеренку первой скорости.
Дальше устанавливается возвратная пружина с валом переключения передач, при этом сначала одевается пружина, затем в сборе он ставится в свое посадочное гнездо.
Затем устанавливаются вилочки и шестерни первичного вала.
Затем берём червячный вал, сначала надев регулировочные шайбы, обычно в количестве трёх штук.


Чтобы удобнее установить червячный вал, смажьте регулировочные шайбы литолом, а так же сам вал. За счет этого шайбы не слетят во время его установки. При установке этого вала будьте осторожны, чтобы не повредить датчик нейтральной скорости. Немного отгибая его пальцем или отверткой, червячный вал встанет до конца на своё место. Теперь остаётся вставить копирный вал.

После его установки не забудьте о такой небольшой, но крайне важной шайбе прижимающей первичный вал для исключения люфта. Такая же шайба одевается и на копирный вал.

После чего устанавливаем сектор переключения передач.

Уделите внимание метке в средней части сектора, которую при установке необходимо совместить с меткой на валу. Ну, и на последок ставим крышку картера. Если вы всё сделали верно, тогда крышка сядет на своё место без заеданий.

Важно чтобы все штоки и валы совпали со своими посадочными местами в крышке, при этом они должны свободно вращаться, без заеданий и скрежета. Закручивая винты крышки, не прилагайте чрезмерных усилий. Материал картера выполнен из мягкого материала, в котором легко сорвать резьбу. Все болты должны затягиваться равномерно во избежание перекоса.

После затяжки, ещё раз проверьте, вращая ведущую звезду, ведь возможно и такое, что вал зажало. Потребуется изменение числа регулировочных шайб. Если всё сделали правильно, идём дальше. Установите храповик с возвратной пружиной, затем втулку барабана сцепления и сам барабан, на неё соединив приводной цепью с ведущей звездой.

Не забудьте залить трансмиссионное масло в коробку. Уровень можно определить по щупу, заправочный объем составляет 1 литр масла. Желательно использовать хорошее масло. Тогда правильно собранная и отремонтированная коробка передач Иж Планета 5 сможет служить ещё долгие годы, а переключение будет легким и четким.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector