Как отрегулировать сцепление на кразе

Сцепление автомобилей КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В

Устройство сцепления. На автомобиле установлено сухое двухдисковое сцепление фрикционного типа с цилиндрическими нажимными пружинами, расположенными по периферии (рис. 12). Подробное описание сцепления дано в Инструкции по эксплуатации двигателя.

Рис. 12. Сцепление и привод его выключения:
1 — маховик; 2 — отжимная пружина; 3 — контргайка регулировочного винта?
4 — регулировочный винт; 5 —оттяжной рычаг; 6 — выжимной подшипник; 7 — шланг для смазки муфты выключения сцепления; 8 — пружина муфты; 9 — муфта выключения сцепления; 10—вилка выключения сцепления; 11 — упорное кольцо оттяжных рычагов; 12 — рычаг вала вилки выключения сцепления; 13 — педаль сцепления; 14 — сервоусилитель; 15 — упорные болты; 16 — кронштейн;
17 — тяга выключения сцепления; 18 — контргайка вилки; 19 — вилка тяги; 20 — крышка люка картера сцепления; 21 — нажимные пружины; 22 — кожух сцепления; 23 — нажимной диск; 24 — крышка люка картера маховика; 25 — средний
ведущий диск; 26 — ведомые диски с демпфером

Рис. 13. Проверка свободного хода педали сцепления:
1 — педаль сцепления; 2 — линейка

Для нормальной работы сцепления необходимо, чтобы между упорным кольцом 11 оттяжных рычагов и выжимным подшипником 6 при включенном сцеплении был зазор 3,2 . 4,0 мм. Этому зазору соответствует свободный ход педали сцепления, равный 32 . 40 мм
(полный ход педали 165. 175 мм).

Отсутствие свободного хода педали вызывает пробуксовку сцепления, что приводит к интенсивному износу фрикционных накладок ведомых дисков 26, их короблению, а также выходу из строя выжимного подшипника. В результате этого возможен полный отказ в работе сцепления.

При слишком большом свободном ходе педали сцепление выключается не полностью. Неполное выключение сцепления обнаруживается при переключении передач по скрежету шестерен в коробке, особенно при трогании автомобиля с места.

Свободный ход педали сцепления рекомендуется проверять в такой последовательности: установить линейку (рис. 13) так, чтобы она упиралась в пол кабины и была прижата к педали;

заметив по линейке положение верхней плоскости педали, плавно нажимать на нее до появления сопротивления движению педали;

прекратить перемещение педали и по делениям на линейке определить величину свободного хода педали сцепления.

Если свободный ход педали окажется меньше 12 мм, сцепление и привод его выключения необходимо отрегулировать.

Регулировка сцепления. Сцепление (рис. 12) регулируется в два этапа: вначале регулируется величина отхода среднего ведущего диска 25 (зазор А) для обеспечения необходимых зазоров между рабочими поверхностями сцепления при его выключении, а затем—свободный ход педали сцепления (зазор Б). Поэтому надо строго соблюдать указанный порядок регулировки. Порядок регулировки зазора Л:

1. Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение.

2. Снять крышки 20 и 24 люков картера сцепления и картера маховика.

3. Проворачивая маховик специальным ломиком, входящим в комплект инструмента водителя, необходимо поочередно:

ввернуть до упора в средний ведущий диск 25 все четыре регулировочных винта 4У предварительно отпустив контргайки 3

отвернуть все регулировочные винты 4 на один оборот и законтрить их контргайками 3. Контргайки затягивать при зафиксированном винте и без значительных усилий во избежание нарушения установленного зазора.

4. Проверить зазор А между торцами регулировочных винтов 4 и средним ведущим диском 25. При включенном сцеплении он должен быть равен 1 мм.

Порядок регулировки зазора Б:

1. Отсоединить вилку 19 тяги 17 от рычага 12.

2. Отпустить контргайку 18 и, ввертывая или вывертывая вилку 19, установить такую длину тяги /7, при которой свободный ход педали сцепления находился бы в пределах 32 . 40 мм, что соответствует зазору Б (3,2. 4,0) между упорным кольцом 11 оттяжных рычагов и выжимным подшипником 6.

3. Соединить вилку 19 с рычагом /2, зашплинтовать палец и затянуть контргайку 18 вилки тяги.

4. Проверить величину свободного хода педали сцепления.

5. Установить на место крышки 20 и 24 люков картера сцепления и картера маховика.

Если восстановить свободный ход педали сцепления невозможно изменением длины тяги 17, а износ фрикционных накладок еще невелик и позволяет эксплуатировать сцепление без замены накладок, необходимо рычаг 12 вала вилки выключения сцепления переставить па один шлиц, повернув его в сторону тяги 17, а затем отрегулировать сцепление и привод его выключения в последовательности, описанной выше.

Читайте также:  Как проверить уровень масла в коробке газель

При эксплуатации автомобиля могут быть случаи, когда педаль сцепления не возвращается в исходное положение. Причинами этого являются увеличенный свободный ход педали и недостаточное усилие вспомогательной пружины сервоусилителя 14. Чтобы устранить эту неисправность, надо отрегулировать свободный ход педали.

Если педаль не возвращается в исходное положение, необходимо вывернуть упорный болт 15 настолько, чтобы обеспечивался четкий возврат педали. Если и после этого свободный ход педали будет больше 40 мм, его следует отрегулировать изменением длины тяги 17. В остальных случаях для обеспечения безотказной работы сцепления нельзя нарушать заводскую установку упорных болтов 15 рычага педали сцепления.

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Сцепление автомобилей Краз-255, 260 и его регулировки

Разборка, проверка технического состояния деталей и сборка сцепления Краз-255, 260

Нажимной диск (корзина) сцепления Краз-255, 260 с кожухом разбирают только в том случае, если необходим ремонт или замена отдельных деталей.

Ввиду того, что специальных приспособлений для разборки и сборки сцеплений двигателя ЯМЗ-238 промышленность не выпускает, нажимной диск рекомендуется разбирать под прессом.

Рис.27. Сцепление автомобиля Краз-255, 260

Порядок разборки сцепления Краз-255, 260 следующий:

Пометить метками совместное положение кожуха 2 (рис.27) и нажимного диска 1.

Вывернуть регулировочные болты 14 вместе с контргайками 15.

Установить нажимной диск сцепления Краз-255, 260 с кожухом в сборе под пресс и прижать кожух к нажимному диску так, чтобы несколько сжались пружины 3.

Вывернуть болты 9 крепления опорных пластин 10 регулировочных гаек 11, снять стопорные шайбы и опорные пластины.

Вывернуть регулировочные гайки 11 вилок 12 рычагов 7 корзины сцепления Краз-255, 260.

Плавно прекратить действие пресса на кожух нажимного диска и снять кожух 2.

Снять пружины 3, теплоизоляционные подкладки 4 и шайбы подкладок, снять муфту 5 рычагов 7.

Отогнуть замковые шайбы и при помощи выколотки выбить оси 13 рычагов 7. Снять рычаги.

Отогнуть замковые шайбы и при помощи выколотки выбить оси вилок оттяжных рычагов, снять пружины 8 вместе с петлями 6 и отделить вилки от рычагов.

При необходимости извлечь иглы из оттяжных рычагов.

Снять нажимной диск, промыть детали сцепления Краз-255, 260 в дизельном топ­ливе или керосине и протереть.

Проверить техническое состояние деталей, изношенные детали заменить.

Требования к основным деталям сцепления Краз-255, 260

Ведомые диски сцепления Краз-255, 260

Износ фрикционных накладок считается допустимым, если расстояние от поверхности трения до головок заклепок не менее 0,15 мм.

Во время приклепывания новых накладок соблюдать осторожность, чтобы не повредить диск и поверхности накладок.

Фрикционные накладки лучше всего крепить медными трубчатыми заклепками, при этом головки заклепок надо поочередно, в шахматном порядке, устанавливать с одной и с другой стороны ведомого диска Краз-255, 260.

Расстояние от поверхности накладки до головки заклепки должно быть не менее 1,2 мм.

Толщина ведомого диска сцепления Краз-255, 260 в сборе с новыми накладками должна быть 10±0,1 мм.

Поверхности накладок должны быть плоскими: отклонение не более 0,3 мм.

При проверке на шлицевой оправке биение поверхности трения диска по среднему радиусу накладок допускается не более 0,3 мм.

В качестве оправки при проверке может быть использован ведущий вал коробки передач.

Для устранения биения ведомого диска сцепления Краз-255, 260 допускается правка его и шлифование поверхности накладок.

Разность толщины накладок после шлифовки не должна быть более 0,2 мм.

Предельно допустимый износ шлицев в ступице проверяют по размеру канавок, который не должен превышать 6,25 мм.

Нажимной диск (корзина) сцепления Краз-255, 260

Не допускаются трещины и глубокие задиры на плоскости нажимного диска. Коробление допускается не более 0,2 мм.

Допускается износ отверстий под ось оттяжного рычага до диаметра 10,88 мм.

Диск сцепления Краз-255, 260 ведущий средний

Не допускаются трещины и глубокие задиры на поверхностях диска. Коробление не должно превышать 0,2 мм.

Рычаг выключения сцепления Краз-255, 260

Допускается износ отверстий под оси до диаметра 14,9 мм.

Вилка рычага сцепления Краз-255, 260

Допускается износ отверстия под ось до диаметра 10,88 мм.

Читайте также:  Как открыть файл с расширением shs

Ось рычага Краз-255, 260

Износ по наружному диаметру не должен превышать 10,76 мм.

Пружина нажимная сцепления Краз-255, 260

Длина в свободном состоянии 88 мм. Под нагрузкой 45±3,5 —56 мм.

Собирают кожух сцепления Краз-255, 260 с нажимным диском в порядке, обратном разборке, при этом необходимо:

– при установке рычагов выключения сцепления игольчатые подшипники набить смазкой;

– при установке кожуха на нажимный диск (корзину) совместить нанесенные при разборке метки;

– прижать кожух к нажимному диску (корзине) Краз-255, 260 до установочного размера 27 ±0,1 мм и при помощи регулировочных гаек на вилках рычагов нажимного диска установить размер 56±0,5 мм (см. рис. 82).

После регулировки поверхность муфты выключения сцепления Краз-255, 260 должна быть параллельна поверхности нажимного диска.

Допуска­ется биение не более 0,4 мм на радиусе 45 мм, при этом опорные поверхности концов всех четырех оттяжных рычагов должны одновременно касаться муфты.

После регулировки установить стопорные шайбы и отогнуть их в двух местах;

– отход нажимного диска (корзины) Краз-255, 260 должен быть в пределах 2—2,75 мм при ходе муфты оттяжных рычагов 15 мм;

– после установки сцепления и коробки передач отрегулировать величину отхода среднего ведущего диска и свободного хода педали сцепления.

Регулировка сцепления автомобилей Краз-255, 260

Для нормальной работы сцепления Краз-255, 260 между муфтой отжимных рычагов и подшипником при включенном сцеплении должен быть зазор 3,2 — 4,0 мм.

Этому зазору соответствует свободный ход педали, равный 32 — 40 мм (полный ход педали сцепления равен 165— 175 мм).

Отсутствие свободного хода педали вызывает пробуксовку сцепления, что приводит к интенсивному износу фрикционных накладок ведомых дисков, их короблению и быстрому износу подшипника выключения сцепления.

При слишком большом свободном ходе педали сцепление выключается не полностью, что ведет к повышенному износу деталей коробки передач.

ННеполное выключение сцепления Краз-255, 260 обнаруживается при переключении передач по шуму шестерен в коробке, особенно в момент включения первой передачи или заднего хода.

Рис.28. Привод выключения сцепления Краз-255, 260

1 — педаль сцепления; 2 — сервоусилитель; 3— упорные болты; 4 — тяга выключения; 5 — контргайка; 6 — вилка тяги; 7 — крышка люка картера сцепления; 8—регулировочный болт; 9 — контргайка; 10 — крышка люка картера маховика, 11 —ведомые диски сцепления; 12 — средний ведущий диск; 13 — отжимный рычаг; 14 —муфта выключения сцепления; 15 — муфта отжимных рычагов; 16 — вилка выключения; 17 — рычаг вала вилки выключения; А — зазор между регулировочным болтом и средним ведущим диском; Б — зазор между муфтой отжимных рычагов и муфтой подшипника выключения сцепления

Регулировка сцепления автомобилей Краз-255, 260 происходит в два этапа:

Сначала регулируют величину отхода среднего ведущего диска (зазор А на рис.28), а затем свободный ход муфты выключения сцепления (зазор Б).

При регулировке сцепления строго соблюдать указанный порядок.

Последовательность регулировки сцепления Краз-255, 260 (зазора А)

Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение.

Снять крышки 7 и 10 люков картера сцепления и картера маховика.

Проворачивая маховик ослабить контргайку 9 и ввернуть до упора в средний ведущий диск регулировочные болты 8.

После этого отвернуть каждый регулировочный болт на один оборот, что соответствует зазору 1 мм, и законтрить болты контргайками.

Контргайки затягивать при зафиксированных болтах, без значительных усилий во избежание среза резьбы в кожухе сцепления Краз-255, 260 и нарушения установленного зазора.

После регулировки проверить зазор А между средним ведущим диском и каждым регулировочным болтом.

Последовательность регулировки сцепления Краз-255, 260 (зазора Б)

Отъединить вилку 6 тяги 4 от рычага 17.

Отпустить контргайку 5 и, ввертывая пли вывертывая вилку, установить такую длину тяги 4, при которой зазор Б был бы равен 3,2—4,0 мм, что будет соответствовать нормальному свободному ходу педали сцепления.

Соединить тягу с рычагом вала выключения сцепления Краз-255, 260, зашплинтовать палец и затянуть контргайку вилки тяги.

Проверить величину свободного хода педали сцепления.

Установить на место крышки люков картера сцепления и картера маховика.

Проверить при работающем двигателе, правильно ли отрегулировано сцепление Краз-255, 260, для чего несколько раз включить и выключить первую передачу в коробке передач.

Читайте также:  Как очистить литые диски от окисления

Если изменением длины тяги невозможно отрегулировать свободный ход педали сцепления в результате значительного износа фрикционных накладок, заменить накладки или ведомые диски.

В случае, если износ фрикционных накладок еще позволяет эксплуатацию сцепления, а регулировка свободного хода изменением длины тяги уже невозможна, переставить на один шлиц рычаг 17 вала вилки 16 выключения сцепления, повернув его к тяге 4.

При установке на сцепление Краз-255, 260 новых накладок или дисков рычаг возвратить в первоначальное положение.

На автомобиле установлено сухое двухдисковое сцепление фрикционного типа с цилиндрическими нажимными пружинами, расположенными по периферии.

Подробное описание сцепления дано в инструкции по эксплуатации двигателя.

Уход за сцеплением

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Уход за сцеплением включает: периодическую проверку свободного и полного хода педали сцепления, смазку привода, регулировку сцепления.

Сцепление регулируется в два этапа: вначале регулируется величина отхода среднего ведущего диска (зазор А) для обеспечения необходимых зазоров между рабочими поверхностями сцепления при его выключении, а затем — свободный ход педали сцепления (зазор Б). Поэтому надо строго соблюдать указанный порядок регулировки.

Порядок регулировки зазора А:
1. Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение.
2. Снять крышки люков картера сцепления и картера маховика.
3. Проворачивая маховик специальным ломиком, входящим в комплект шоферского инструмента, необходимо поочередно:
ввернуть до упора в средний ведущий диск все четыре регулировочных винта, предварительно отпустив контргайки отвернуть все регулировочные винты на один оборот и законтрить их контргайками. Контргайки затягивать при зафиксированном винте и без значительных усилий во избежание нарушения установленного зазора.
4. Проверить зазор А между торцами регулировочных винтов средним ведущим диском. При выключенном сцеплении он должен быть равен 1 мм.

Рис. 13. Сцепление и привод его выключения:
1 — маховик; 2 — отжимная пружина; 3 — контргайка регулировочного винта; 4— регулировочный винт; 5 — оттяжной рычаг; 6 — выжимной подшипник; 7 — шланг

Порядок регулировки зазора Б:

Отсоединить вилку тяги от рычага. у Отпустить контргайку и, ввертывая или вывертывая вилку, установить такую длину тяги, при которой свободный педали сцепления находился бы в пределах 32—40 мм, что соответствует зазору В (3,2—4,0 мм) между упорным кольцом оттяжных рычагов и выжимным подшипником.

3. Соединить вилку с рычагом, зашплинтовать палец и затянуть контргайку вилки тяги.

4. Проверить величину свободного хода педали сцепления

5. Установить на место крышки люков картера сцеплент и картера маховика.

Если свободный ход педали сцепления невозможно восстановить изменением длины тяги, а износ фрикционных накладок ещд невелик и позволяет эксплуатировать сцепление без замены накладок, необходимо рычаг вала вилки выключения сцепления переставить на один шлиц, повернув его в сторону тяги 17, а затем отрегулировать сцепление и механизм его выключения в последовательности, описанной выше.

При эксплуатации автомобиля могут быть случаи, когда педаль не возвращается в исходное положение. Тогда необходимо вывернута упорный болт настолько, чтобы обеспечивался четкий возвраг педали; если при этом свободный ход педали будет больше 40 мм его следует отрегулировать.

Проверка свободного хода педали сцепления. Для нормальной работы сцепления необходимо, чтобы между упорным кольцом оттяжных рычагов и выжимным подшипником при включенном сцеплении был зазор 3,2—4,0 мм. Этому зазору соответствует cbi бодный ход педали сцепления, равный 32—40 мм; полный ход п дали 165—175 мм (рис. 13).

Отсутствие свободного хода педали вызывает пробуксовку сцеп ления, что приводит к интенсивному износу фрикционных накладок ведомых дисков, их короблению, а также выходу из строя выжим ного подшипника. В результате этого возможен полный отказ в ра боте сцепления.

При слишком большом свободном ходе педали сцепление выклю чается не полностью. Неполное выключение сцепления обнаруж: вается при переключении передач по скрежету шестерен в коробке,: особенно при трогании автомобиля с места.

Свободный ход педали сцепления рекомендуется проверять в такой последовательности:
– установить линейку так, чтобы она упиралась в пол кабины и была прижата к педали;
– заметив по линейке положение верхней плоскости педали, плавно нажимать на нее до появления сопротивления движению педали;
– прекратить перемещение педали и по делениям на линейке onpei делить величину свободного хода педали сцепления.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector