Как правильно запрессовать палец в поршень

Есть двигатели, поршневые пальцы которых свободно «плавают» в бронзовой втулке верхней головки шатуна (или в игольчатом подшипнике шатуна, или просто в твёрдом покрытии верхней головки шатуна), но на некоторых двигателях, в том числе и жигулёвских, поршневой палец запрессовывается в верхнюю головку шатуна, а свободная посадка получается в бобышках поршня. Для таких моторов я опишу удобное и универсальное приспособление, которое очень облегчит запрессовку поршневого пальца в шатун, и которое поможет установить поршневой палец симметрично и сохранить детали.

Простейший жигулёвский двигатель, может создать для начинающего ремонтника проблему, так как при ремонте такого двигателя (с неподвижным пальцем в верхней головке шатуна), правильно установить поршневой палец не так то просто. Он запрессован в верхнюю головку шатуна с натягом в 0,01 — 0,042 мм. И этот натяг желательно проконтролировать после запрессовки по осевому усилию, которое способно сдвинуть детали относительно друг друга, при приложении усилия не менее 400 кгс, при температуре 20 градусов тепла. Контроль натяга нужен из-за того, что сейчас в продаже много левых деталей. Но вышеописанный контроль осуществить не так то просто, но его можно и не делать, если просто тщательно промерить покупаемые детали, и добиться при выборе пальца, чтобы наружный диаметр пальца, был больше внутреннего диаметра верхней головки шатуна в пределах тех же 0,01 — 0,042 мм. Палец замеряем микрометром, а отверстие верхней головки шатуна нутромером.

Кстати, при соблюдении правильного температурного режима нагрева головки шатуна и точного диаметра пальца и отверстия головки, палец в верхнюю головку шатуна и запрессовывать то не придётся, а всего лишь вставить с небольшим усилием. Для этого верхнюю головку шатуна нагревают до 240 градусов. Но вот нагреть то не проблема, а вот как установить палец строго симметрично относительно шатуна? (чтобы и справа и слева головки шатуна, палец выступал на одинаковое расстояние). Чтобы свести к минимуму опасное действие вибрации от криво установленной детали, а ведь палец не один, их четыре, и в сумме может получиться ощутимая вибрация. А бывает даже, что палец смещаясь от вибрации ещё больше в сторону, задирает поверхность цилиндра двигателя. Последствия, мягко говоря нежелательные. Так как же всё таки обеспечить симметрию пальца относительно верхней головки шатуна?

Для установки поршневых пальцев моторов Ваз 21011, 2105, 2106 с диаметром поршня 79 мм и двигателей Ваз 2101, 2103 с диаметром поршня 76 мм, понадобятся два разных фирменных приспособления. Эти приспособления в теории обеспечивают правильное положение пальца в головке шатуна, и естественно в поршне. Но вот практика доказывает, что в магазинах есть множество поршней, которые отличаются расстоянием между бобышками от идеала Советского заводского поршня, да и пальцы тоже не блещут точной длинной, которая указана в заводских советских книжках и мануалах. Наверное левые подвальные производители, понимают формулировку «свободная посадка бобышек поршня относительно пальца» в буквальном смысле.

Читайте также:  Пежо 206 предохранители в салоне

Приспособление для запрессовки поршневого пальца.
1 — оправка, 2 — регулировочная гайка, 3 — поршень, 4 — поршневой палец, 5 — направляющая втулка, 6 — шатун, 7 — винт.

Так вот, чтобы не тратить деньги на два разных фирменных приспособления, и чтобы правильно устанавливать поршневые пальцы и поршни с учётом их действительных размеров, предлагаю изготовить универсальное приспособление, показанное на рисунке. Основное его отличие от покупных изделий, состоит в том, что оно регулируемое. Показанный на рисунке размер А предварительно вычисляем, измерив длину пальца В и расстояние между бобышками поршня С. Обычно ширина головки шатуна находится в пределах 26,90 — 26,98 мм. Берём её равной 27 мм (пара соток не играет роли, (но можно учесть и их) по сравнению с ошибкой в 1 мм заводского фирменного приспособления, которое я опишу ниже) и теперь вычисляем: А = 0,5( D-B-C + 27) мм, а буква D — это диаметр поршня 79 или 76 мм.

К примеру возьмём диаметр поршня D равный 79 мм, а В равный 67,3 мм, С равный 31,2 мм. А = 0,5 (79 — 67,3 — 31,2 +27). В итоге получим А равный 3,75 мм. А вод фирменное заводское приспособление (его номер 02. 7853.9500) которое рассчитано для заводского советского поршня, с точными размерами и который практически не найти в продаже, рассчитанно на размер А равный 4,7 мм. В итоге получается ошибка более 1 мм, и это без учёта реальных размеров нестандартного левого поршня сегодняшнего дня. Теперь ошибёмся так же на всех четырёх поршнях по 1 мм, плюс вправо-влево из-за неправильных размеров левака, и в итоге получается вибрация, которая на оборотах свыше 2-3 тысяч, существенно сокращает ресурс жигулёвского двигателя. Преимущества самодельного приспособления, показанного на рисунке и которое можно подстроить под любой поршень — очевидны.

Советую при работе с приспособлением соблюдать простые и несложные правила. Прижимать поршень к верхней головке шатуна, следует как показано на рисунке. Тоесть размер А вычислен именно для случая, который показан на рисунке. Саму операцию выполняем по возможности быстро, а то шатун остывая может «прихватить» поршневой палец раньше, чем тот займёт своё симметричное место. И тогда сдвинуть палец, относительно прихваченного места, будет довольно проблематично, без повреждения деталей. Так же следует запомнить, что винт 7 перед началом работ затягивать не следует, потому что если палец нагреется от тепла шатуна, то он удлинится (от расширения металла от нагрева) и от этого винт 7 заклинит.

Детали приспособления.
2 — регулировочная гайка, 5 — направляющая втулка, 7 — винт.

Нагревать сами шатуны, удобнее в специальном приспособлении, но это тема следующей статьи. Вот казалось бы самый простой жигулёвский двигатель, а при ремонте могут возникнуть проблемы от незнания нюансов, но с приспособлением описанным в этой статье, я надеюсь у новичков не возникнет больше проблем в самостоятельной замене поршней или в запрессовке поршневых пальцев. Удачи всем!

Читайте также:  Как убрать помехи в автомагнитоле

В двигателях автомобилей, где поршневой палец собирается с поршнем после нагрева верхней головки шатуна, обратная выпрессовка поршневого пальца достаточно проблематична. Примером может служить известный всем двигатель автомобилей семейства ВАЗ.

Дело здесь в том, что усилие на сдвиг после остывания головки шатуна составляет порядка тонны и демонтировать палец поршня из шатуна при разборке двигателя очень сложно.

Мотористы , профессионально занимающиеся ремонтом двигателей используют для этих целей различные приспособления, облегчающие сам процесс разборки и позволяющие сохранить детали. Когда приспособления для выпрессовки поршневого пальца отсутствуют, то обычно применяют кувалду и деревянную колоду с выемкой в форме поршня. При таком варварском способе разборки пары шатун-поршень может наступить деформация шатуна, не говоря уже про поршень, который однозначно подлежит выбраковыванию.

Предлагаемый вариант пресса, где выпрессовка прессом поршневого пальца занимает меньше минуты времени, под силу сделать любому автолюбителю. Для этого потребуется услуга токаря, гидравлический домкрат и ваша сборка пресса.

Пресс представляет собой три площадки, соединенных между собой двумя стойками с гайками фиксации площадок. Средняя площадка подвижная и приводится в работу при помощи гидравлического домкрата установленного на нижней площадке пресса. Верхняя площадка имеет отверстие для выхода

Помимо основного предназначения выпрессовку прессом можно использовать и для других целей, если сделать сменную площадку, но это уже на ваше усмотрение. Сам пресс позволяет выполнять выпрессовку поршневых пальцев любых соединений с учетом площадки под поршень. При этом все детали выпрессовки остаются в идеальном состоянии и пригодны для повторного использования.

Пресс можно закрепить стационарно на верстаке гаража, а можно и работать им в незакрепленном состоянии.

Схема работы гидравлического пресса

Перед выпрессовкой поршневого пальца необходимо «сбросить» давление в домкрате, открутив пробку сброса в его нижней части. Затем опустить площадку, надавливая на нее сверху усилием руки, на величину необходимую для установки поршня. Далее поршень устанавливается на площадку и пробка сброса давления на домкрате закручивается.

Пресс готов к работе. Накачивать домкрат удобнее всего с использованием любого длинного металлического стержня подходящего диаметра. Когда домкрат поднимет площадку с поршнем до верхнего упора пресса, нужно сверху убедиться что поршневой палец идет точно по центру отверстия в верхней площадке. При дальнейшем накачивании домкрата будет слышен характерный щелчок (отрыва пальца от шатуна) и усилие несколько уменьшится.

Выдавливать палец нужно до его полного выхода из верхней головки шатуна.
Выпрессовав поршневой палец, отдается пробка сброса давления домкрата и площадку опускают вниз, освобождая пространство для снятия поршня. Далее в таком же порядке распрессовываются остальные пальцы.

Размеры пресса можно выбрать произвольные, главный ориентир будет использованный тип гидравлического домкрата и его размеры в нерабочем состоянии и при полном выходе штока. Фотографии сделаны на мобильный телефон и при не совсем удачном освещении, но думаю что сама конструкция пресса понятна.
Если есть вопросы, то оставляйте их в комментариях отвечу всем. Интересует также ваше мнение по поводу практичности такого пресса.

Читайте также:  Электронный полис осаго что показывать инспектору гибдд

Сборка поршня

Данная страница относится к разделу работы с двигателем и освещает тему сборки поршня. Для сборки поршня вам будут необходимы рожковые, накидные ключи, спецприспособления, а именно: ключи 10, 13,14,17,19,21,22 36(возможно использовать газовый – разводной ключ), набор торцовых головок с переходниками и удлинителями. Из приспособлений вам понадобятся, приспособление для установки поршней в цилиндры, для запрессовки поршневых пальцев, динамометрический ключ, отвёртка монтажная лопатка, молоток.

Сборка поршня включает в себя такой момент как запрессовка поршневого пальца, все действия, по выполнению которого мы изложим далее.

Обратите внимание на изображении, красной стрелкой показана метка в виде буквы П При сборке шатун с поршнем необходимо собрать так чтобы отверстия для слива масла находящиеся на нижней головке шатуна, были расположены на одной стороне с меткой П.

На изображении показано приспособление, с помощью которого запрессовывают поршневой палец.

1. Валик 2. Палец поршня 3.Направляющая втулка 4. Винт 5. Дистанционное кольцо.
Соберите устройство для запрессовки поршневого пальца в следующей последовательности:
1 на устройство для запрессовки поршневого пальца наденьте стопорное кольцо (кольцо на предыдущем изображении указанно под номером 5)
2. Наденьте на валик палец поршня (палец показан под номером 2)
3. На валик наденьте направляющею втулку (номер3)
4.Закрепите втулку винтом, при этом не затягивайте винт полностью (номер4)

Для того чтобы без особых усилий запрессовать палец поршня в головку шатуна, шатун нагревают используя печь до температуры 240градусов.

Выньте шатун из печи и зажмите его в тиски, наденьте поршень на шатун и совместите отверстие под палец с отверстием в головке шатуна. Надетый на устройство палец поршня, с небольшим усилием протолкните до упора в отверстие поршня и шатуна.

Из – за того, что шатун остывает довольно быстро и при остывании отверстие головки шатуна сокращается и как следствие уменьшается в размере, запрессовывать палец поршня следует незамедлительно. Снимите устройство с поршневого пальца. Спустя некоторое время, после остывания шатуна, через отверстие в бобышках поршня, смажьте палец поршня чистым моторным маслом.

В последовательности противоположной снятию соберите поршневые кольца.

Установка колец на поршень задача не сложная, но требует осторожности, что бы ни деформировать и не сломать поршневые кольца, не разжимайте их более необходимого. На поршнях используются два типа маслосъёмных колец, первый тип состоит из расширителя и одного кольца, второй тип состоит из расширителя и двух колец.

Установите выточкой вниз нижнее компрессионное кольцо, устанавливать кольцо меткой вверх по направлению к днищу поршня следует, если на кольце есть метка ТОР или ВВЕРХ.

После установки колец на поршни замки колец следует расположить, так что бы они ни совпадали межу собой.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector