Как устроен подрулевой переключатель

Подрулевые переключатели установлены на рулевой колонке. Левый подрулевой переключатель объединяет в себе выключатели указателей поворота, наружного освещения, ближнего и дальнего света фар.

Положения левого подрулевого переключателя

Выключатель указателей поворота:

0а — указатель поворота выключен;

1а — включен указатель правого поворота;

2а — включен указатель левого поворота.

Переключатель ближнего—дальнего света и нефиксированное положение дальнего света:

16 — включен ближний свет фар (при положении выключателя в положении 2в);

26 — включен дальний свет фар (при положении выключателя в положении 2в);

36 — нефиксированное включение дальнего света (при любом положении выключателя в).

Выключатель наружного освещения и света фар:

0в — наружное освещение и фары выключены (возможно, кратковременное включение дальнего света фар — нефиксированное положение переключателя 36);

1в — включено наружное освещение, подсветка панели приборов (возможно, кратковременное включение дальнего света фар — нефиксированное положение переключателя 36);

2в — включены фары: ближний свет в положении переключателя 16 или дальний свет в положении переключателя 26 (см. выше);

Если ключ в замке зажигания находится положении В или I и включено наружное освещение, то при открытии водительской двери включится звуковой сигнал, предупреждающий о необходимости выключить освещение.

Правый подрулевой переключатель объединяет в себе переключатель режимов работы стеклоочистителя и стеклоомывателя ветрового стекла.

Положения правого подрулевого переключателя

Переключатель режимов работы стеклоочистителя ветрового стекла:

0а — стеклоочиститель выключен;

1а — включен прерывистый режим стеклоочиститем.

2а — включена первая скорость стеклоочистителя;

3а — включена вторая скорость стеклоочистителя.

Переключатель режимов работы стеклоомывателя ветрового стекла:

06 — стеклоомыватель выключен;

16 — стеклоомыватель включен (нефиксированное положение).

При включении стеклоомывателя одновременно включается и стеклоочиститель. После выключения стеклоомывателя щётки стеклоочистителя совершат ещё четыре цикла.

Для регулировки работы стеклоочистителя установки регулятор, изменяющий интервал работы стеклоочистителя от 4 до 24 секунд при включении прерывного режима (положение переключателя 1а).

Как известно, на ВАЗ 2101 с завода устанавливалась дореволюционная ручная система омывателя лобового стекла в виде помпы и грелки, на моей же копейке эта система отсутствовала вовсе. Летом еще как-то обходился без нее, осенью же ездить стало просто невозможно… Поэтому было решено установить электроомыватель, тем более от друзей мне досталась 3х рычажная гитара с семерки (правда с отломанным язычком сигнала). Припаяв язычок, я приступил к установке, на переделку у меня ушел весь день, и теперь хочу поделится опытом.

Итак, нам понадобится:

— Трехрычажный переключатель (гитара) рулевой колонки с ВАЗ 03-07

Из всего вышеперечисленного я покупал лишь моторчик омывателя, рулевую колонку и релюшки с колодками, остальное было либо у меня, либо у друзей=)

Установка бачка омывателя с насосом

В подкапотное пространство примеряем и устанавливаем с помощью саморезов крепление бачка, навешиваем бачок. Плоскогубцами вытаскиваем старые железные жиклеры (откручивать ничего не надо, просто вытаскиваем), на их место вставляем и прикручиваем новые пластмассовые (шайба должна быть снизу). Надеваем на жиклеры и на моторчик омывателя трубки из системы омывателя. Берем провод и контакт минус крепим на массу, провод с контакта «+» протягиваем в кабину.

Читайте также:  Дистиллированная вода формула химическая

Подключаем реле фар через реле

В подкапатном пространстве сверлим два отверстия и устанавливаем с помощью саморезов реле фар ближнего и дальнего света (2 шт.). Подключаем по этой схеме:

Установка и подключение трехрычажного переключателя рулевой колонки

Отключаем аккумулятор, сняв с него обе клеммы. При наличии заводской противоугонной системы (при выключенном зажигании блокируется руль) необходимо вставить ключ и повернуть его в положоение включенного зажигания для розблокировки руля (в противном случае не получится снять трубку руля). Снимаем кожух руля, сам руль, панель приборов. Отсоединяем 6-ти контактную колодку подрулевого переключателя, отсоединяем черный провод который идет на замок зажигания; отсоединяем белый с черными полосками провод от кнопки включателя наружного света. Откручиваем два шурупа, которым старый переключатель крепится к трубке рулевого управления и снимаем сам переключатель; Откручиваем болт, который держит трубку рулевого управления и снимаем её. Устанавливаем новую трубку (не забыв ее смазать), новый трехрычажный переключатель и ставим на место руль, но кожух пока не одеваем. Коммутацию трёхрычажного переключателя проводим по следующей таблице:

Старый 2х-рычажный переключатель имел одну колодку на 6 контактов (для подключения фар, поворотов и сигнала) + два провода были подключены отдельно (черный и белый с черными полосками), новый же 3х-рычажный переключатель имеет 3 колодки:
— на 8 контактов (фары, указатели поворотов, сигнал) — те же 6 контактов, что и на старом + черный и белый с черными полосками
— на 6 контактов (переключатель режимов работы стеклоочистителя, раньше эти контакты были подключены к кнопке управления дворниками)
— на 2 контакта (включатель двигателя омывателя ветрового стекла)

Поэтому берем 8-контактную колодку «мама» и коммутируем её с 6 проводами 6-контактной старой колодки и 2-мя проводами вне колодки (черный и белый с черной полоской). Берем 6-контактную колодку «мама», которую мы освободили от проводов и коммутируем 6 проводов, которые идут от старой кнопки управления щетками. Берем провод от омывателя и подключаем к 2-контактной колодке «мама». Берем 15 сантиметровый кусок провода и подключаем его одним концом к свободной ячейке 2-контактной колодки «мама», а другим к предохранителю управления щетками (предохранитель№2), получается два провода на один контакт. Вот что у меня получилось после коммутации:

Теперь можно вставлять на место приборку, одевать кожух руля, подключать аккумулятор и проверять результат! У меня все заработало с 1 раза!

Теперь то обещанное "о чем позже". Как я уже писал, переключатель мне достался от друзей с отломанным контактом сигнала (язычком), который я согнул из пластины и припаял.

ДОВОДИМ ПОДРУЛЕВОЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ. ЛЕГКИМ КАСАНИЕМ.

Подрулевые переключатели «жигулей» архаичны: включение сигнала поворота — только после нажатия до фиксированного «щелчка». Для переключения света фар — отдельный рычаг. Чтобы очистить заднее стекло, тянешься к неподсвеченному переключателю на «торпедо», отвлекаясь от наблюдения за дорогой. То ли дело в «Самаре»: слегка приподнял левый рычаг — замигал «поворотник», нажал вперед правый — включил заднюю щетку. Все под руками, удобно. Внимательно осмотрев два узла — от «четверки» и «Самары», мы убедились в возможности их поменять.

Читайте также:  Установка лебедки на прицеп

Забегая вперед, скажем, что после пересадки подрулевых переключателей (2108-3709305-01) от «Самары» на «четверку» (2105-3709310-10) управлять автомобилем стало проще и естественнее.

За удобства принято платить. Дело не только в трехстах рублях, которые потратили на необходимые детали. Немного пострадал внешний вид рулевой колонки, хотя с места водителя этого не видно: «девяточный» блок переключателей не уместился под пластиковыми кожухами. Их пришлось обрезать, как показано на фото 1. Кроме этого, вспомнив школьные слесарные навыки, изготовили проставку для пластины выключателя звукового сигнала (фото 2). Эскиз «выкройки» прилагается. Остался «пустяк» — перекоммутировать электрические цепи. Процесс поиска занял немало времени. Вам же достается готовая таблица. Работа несложна, но требует сосредоточенности. Итак, приступим.

Отсоединяем «минусовую» клемму от аккумуляторной батареи.

Метим (краской и т. п.) положение корпуса рулевого колеса относительно вала. Головкой «на 24» отвертываем гайку крепления корпуса, оставив ее на валу заподлицо. Поджимая обод рулевого колеса коленями, ударами ладоней снизу сбиваем его со шлицев вала. Окончательно отвертываем гайку и снимаем рулевое колесо.

Крестообразной отверткой вывинчиваем четыре винта, стягивающие половинки кожуха рулевой колонки, и один саморез, фиксирующий нижнюю половину кожуха. Снизу приборной панели разъединяем восьми-, шести- и двухразъемные соединительные колодки жгутов подвода напряжения к блоку подрулевых переключателей. Ключом «на 8» ослабляем болт хомута крепления блока и снимаем его, после чего бокорезами откусываем провода обоих жгутов.

Освободившиеся жгуты проводов готовим для подключения к новым подрулевым переключателям. Для этого, в соответствии с таблицей ориентируясь по цвету проводов, оснащаем их наконечниками, соединяем между собой или изолируем.

Теперь провода жгутов собираем в соответствующие им колодки, опять же руководствуясь таблицей. Следует иметь в виду, что не все провода жгутов входят в колодки. Например, серый с черной полосой провод звукового сигнала из восьмиконтактного жгута в колодку не входит, его нужно оснастить наконечником меньшего размера для подключения к наружному подпружиненному выводу корпуса подрулевых переключателей 2108-3709305-01.

Возможность управления очистителем и омывателем заднего стекла от переключателя на «торпедо» можно сохранить. Для этого.

. и согласно таблице впоследствии подключим к разъемам WH и 53Н подрулевого переключателя очистителя и омывателя стекол 2108-3709340-01 и желтому с черной полосой проводу шестиразъемного жгута.

Поставив на место корпус переключателей «2108», предварительно затягиваем болт хомута его крепления с учетом того, что окончательное положение корпуса можно слегка корректировать в продольном и радиальном направлениях. В продольном так, чтобы срабатывали подпружиненные контакты звуковых сигналов и при этом оставалось достаточно места, чтобы вставить ключ в замок зажигания автомобиля. От радиального положения корпуса зависит автоматическое отключение в нужный момент переключателя сигналов поворота при возвращении повернутого рулевого колеса в «нейтраль».

Читайте также:  Предохранитель прикуривателя вольво xc90

Устанавливаем рулевое колесо в сборе с новой пластиной звуковых сигналов на вал, ориентируя по ранее нанесенной метке. Затянув гайку крепления рулевого колеса на валу, керним ее. Вставляем в корпус соответствующие переключатели. Подсоединяем к ним и к проводке автомобиля соединительные колодки жгутов.

Проводим удлиненный провод через отверстие в корпусе рулевого колеса. Подсоединяем его наконечник к контакту наружного кольца пластины выключателя звуковых сигналов. Устанавливаем и крепим двумя винтами его крышку.

Вынимаем из комбинации приборов штатный однопозиционный переключатель ближнего света и на его место устанавливаем двухпозиционный переключатель П147–04.43 от «семерочной» комбинации приборов.

Так как у «самарского» переключателя нет дополнительного рычага ближнего света, теперь габариты и ближний свет будем включать двухпозиционным переключателем комбинации приборов, а дальний свет — подрулевым переключателем.

Отсоединяем и изолируем «плюсовый» провод питания от электродвигателя насоса омывателя ветрового стекла. «Минусовый» провод питания электродвигателя переключаем на освободившийся «плюсовый» контакт. Освободившийся «минусовый» контакт насоса соединяем с «массой» дополнительным проводом подходящей длины.

Вынимаем из блока предохранитель № 2, ответственный за цепь питания электродвигателя очистителя и омывателя ветрового стекла и фар. В дальнейшем эта цепь не запитывается.

Предохранитель № 1 (на 8 А) заменяем более мощным (на 16 А), так как в защищаемую цепь теперь дополнительно подключен электродвигатель омывателя ветрового стекла.

Подсоединяем «минусовую» клемму аккумулятора и проверяем, как работает новый подрулевой переключатель.

Заканчивая работу, стягиваем обе половинки кожуха рулевой колонки винтами. Нижнюю половину кожуха фиксируем саморезом.

Ключи рожковые «на 5,5», 8, 10, головка «на 24», шлицевая и крестообразная отвертки.

Время работы — от 3 до 6 часов.

Цена деталей* — 300 руб.

Бокорезы, ножовка, ножницы по металлу, набор напильников или надфилей, дрель, сверла D4–8 мм, электромонтажные пассатижи, изоляционная лента.

* Корпус подрулевых переключателей 2108-3709305-01 — 20 руб. Переключатель поворотов подрулевой 2108-3709330-01 — 60 руб. Разъем подрулевого переключателя поворотов 501V1 — 20 руб. Переключатель стеклоочистителей подрулевой 2108-3709340-01 — 60 руб. Разъем подрулевого переключателя стеклоочистителей 502V4 — 20 руб. Пластина выключателя звукового сигнала 2108–3402080 — 60 руб.

Переключатель ближнего света двухпозиционный П146–04.43 — 20 руб. Наконечники проводов, 20 шт. — 10 руб. Монтажный провод, 3 м — 30 руб.

Крестообразной отверткой отвинчиваем два винта крепления крышки выключателя звуковых сигналов и вынимаем их вместе с изолирующими втулками.

Потянув на себя, снимаем крышку выключателя звуковых сигналов и отсоединяем наконечник его провода от вывода на корпусе рулевого колеса.

. три провода не отсоединяем, а параллельно удлиняем.

Отвинчиваем три самореза крепления контактной пластины выключателя звуковых сигналов.

На ее место этими же саморезами крепим изготовленную заранее проставку.

К проставке тремя винтами М3 подходящей длины и гайками прикрепляем контактную пластину 2108–3402080.

Удлиняем приблизительно в два раза провод на крышке выключателя звуковых сигналов.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector