Копирный вал иж планета 5

В предыдущем материале мы рассмотрели устройство и процедуру разборки коробки передач мотоцикла Иж. Сегодня речь пойдет о сборке и регулировке этого агрегата. Детали разобранной коробки нужно хорошенько промыть в неэтилированном бензине или керосине и продефектовать, то есть определить степень их износа и возможность использования.

Возможны следующие повреждения, из-за которых детали следует заменять новыми: шестерни имеют сколы на рабочей поверхности зубьев, смятие кромок кулачков; вилки переключения изношены и на них видны следы перегрева (цвета побежалости); сальник вторичного вала пропускает масло; изношены втулки вторичного вала и подшипники. Из перечисленных деталей своими силами можно изготовить только втулки вторичного вала, кстати, они чаще всего и нуждаются в замене. Их можно выточить из бронзы ОЦС-6-6-3.

После запрессовки во втулках сверлят отверстия для смазки (по вторичному валу) и затем уже обрабатывают внутренний диаметр разверткой до получения зазора между втулкой и валом 0,03. 0,07 мм. При установке нового первичного вала диаметр втулок должен быть равен 17+0,019 мм. Теперь самое время отвлечься ненадолго от редуктора, то есть от шестерен коробки, и поговорить об устройстве механизмов переключения.

Конструкция механизма переключения мотоциклов «планетовского» ряда показана на рис. 2, а в таблице к нему дана применяемость деталей. Валики 4 вилок переключения передач, копирный вал 6, вал переключения 1 и сектор 2 устанавливаются свободно в соответствующие отверстия картера. Упор 12 механизма переключения передач крепится к картеру, и винты закерниваются. Вилки 5 и 8, непосредственно управляющие каретками, свободно надеваются на направляющие валики, а штыри вилок входят в пазы копирного вала 6.

Когда водитель воздействует на педаль 3 (предположим, нажимает), то тем самым он поворачивает на некоторый угол, закрепленный в педали вал 1. Вал, в свою очередь, поворачивает державку 10 собачек, и одна из них (в данном случае верхняя) упирается в паз и поворачивает сектор 2 (другая собачка в это время утапливается внутренним стаканом).

Сектор зубчатым зацеплением связан с копирным валом 6 и поворачивает его: при этом происходит перемещение вилок по пазам; вилки, в свою очередь, передвигают шестерни — происходит включение или выключение передачи, в данном случае включение первой. Для удержания копирного вала в нужном фиксированном положении на его левом конце сделаны пазы, в которые входит зуб фиксатора 7.

Самый глубокий паз на копирном валу соответствует нейтральному положению в коробке передач; при его включении фиксатор флажком касается контакта 9, и на щитке приборов загорается зеленая сигнальная лампа. В нормальное исходное положение педаль переключения возвращается под действием возвратной пружины 13. Чтобы обеспечить точное взаимное положение копирного вала и сектора, на них наносятся метки: точка у впадины зуба на валу и риска у зуба на секторе.

При сборке их необходимо совместить. С обеих сторон копирного вала устанавливаются специальные шайбы: одна, толщиной 1,35 мм (ее наружный диаметр 20, а внутренний— 10 мм) со стороны зубчатого торца и несколько тонких (диаметры те же), толщиной 0,2. 0,3 мм каждая со стороны фиксатора. Тонкие шайбы должны обеспечить осевой зазор копирного вала в пределах 0,2. 0,5 мм в собранной коробке.

Чтобы замерить эту величину, обычно вставляют копирный вал в отверстие в левой половине картера до упора, надевают на его правый конец упорную шайбу, кладут на место прокладку крышки коробки и саму крышку и предварительно стягивают половинки картера тремя-четырьмя винтами. Затем устанавливают на плоскость разъема жесткую линейку или угольник и замеряют расстояние между этой линейкой и упорной шайбой.

Оно должно составлять 0,2. 0,4 мм. Регулируется зазор, как мы уже отметили, тонкими шайбами, которые устанавливаются на левый конец копирного вала. Конструкция механизма переключения передач у двигателей «юпитерского» ряда несколько иная (рис. 3 табл. 2). Здесь вилки переключения имеют ступицы в виде втулок: ступицы надеваются на копирный вал 2 и их штифты входят в соответствующие канавки на нем.

Естественно, при этом отпадает надобность в направляющих валах. При воздействии на передний или задний конец педали переключения 1 на некоторый угол поворачивается закрепленный в ней шлицами вал 13 и связанный с ним поводок 8. При этом за счет специальных пазов в анкере 9 и стопора 11 анкер входит в зацепление с сектором 12 переключения передач и поворачивает его (а следовательно, и копирный вал 2) на некоторый угол, включая ту или иную передачу. 8 исходное положение педаль 1 возвращается под действием пружины 10.

Читайте также:  Гул от зимней резины

Фиксация передачи осуществляется примерно так же, как на двигателе «Планеты»: на левом конце копирного вала сделаны пазы. При сборке важно изначально установить правильное положение копирного вала, обеспечить его осевой люфт в пределах 0,2. 0,4 мм. Для этого вал устанавливают в левую половину картера, на плоскость разъема кладут жесткую линейку (угольник) и замеряют расстояние от линейки до торца бобышки копирного вала.

Оно должно составлять 51, 42. 51, 84 мм. Регулируется эта величина шайбами, имеющими наружный диаметр 22 и внутренний 10 мм и толщину 0,2. 0,3 мм. Шайбы устанавливаются на левый конец копирного вала. На правый конец помещается закаленная шайба толщиной 1,35 мм, имеющая соответственно диаметры 20 и 10 мм. Как и в случае с двигателем «Планеты», при сборке следует совместить метки на секторе и шестерне копирного рала: это будет соответствовать включенной четвертой передаче.

Положение вала 13 также далеко не безразлично: его осевой зазор должен находиться в пределах 0,1. 0,45 мм. Он регулируется шайбами 22X15,5 мм толщиной 0,3. 0,4 мм. Их устанавливают между кулачком автомата выключения сцепления и шплинтом в правой крышке картера, предварительно ослабив болт кулачка автомата. Между контактом 6 нейтрали и фиксатором 7 при любой включенной передаче существует зазор около 1,5 мм, Он регулируется подгибанием язычка флажка (подвижного контакта). При нейтральном положении в коробке передач флажок должен быть плотно прижат к неподвижному контакту 9.

(Автор: Н.ПЕРЕРВА, зам. гл. конструктора. источник журнал Мото)

Механизм переключения передач силового агрегата "ИЖ Планета" (рис. 1)

Механизм переключения передач силового агрегата "ИЖ-Юпитер" (рис. 2)

Сборку коробки «Иж-Планета 5» зачастую проводят при ее ремонте или замене деталей. Данный узел не отличается высокой надежностью. Связано это с низким качеством комплектующих элементов, плохой сборкой, плохими требованиями к точности изготовления подшипников, картера и прочих механизмов. Можно найти и свои плюсы. Во-первых, это дешевое производство. Во-вторых, она подлежит ремонту своими руками. Рассмотрим, что представляет собой деталь и как произвести сборку коробки «Иж-Планета 5», а также узнаем полезные рекомендации.

Наиболее распространенные неполадки

Чаще всего у рассматриваемого мотоцикла пропадает или плохо переключается вторая передача. Это может быть связано с небрежным включением скоростей. Например, при наборе больших оборотов на первой передаче без нейтралки, при зацеплении с шестеренкой второй скорости происходит удар, способствующий интенсивному износу узла. Поэтому не рекомендуется сильно «раскручивать» первую скорость. Если все-таки проблемы со второй позицией продолжаются, имеется несколько вариантов их разрешения.

В некоторых случаях поможет самый простой способ, без полной разборки и последующей сборки коробки «Иж-Планета 5». Необходимо мотоцикл положить на правую сторону, после чего снять кик-стартер и ножку переключения скоростей вместе с валом. Далее демонтируется крышка картера и корзина сцепления вместе с дисками.

При выработке шестеренок коробки происходит ухудшение зацепления зубцов. В свою очередь, это приводит к проскальзыванию, рывкам и отказу работы второй передачи. Еще одной причиной может быть изнашивание подшипников первичного вала. Так как от вибрации он уходит немного влево, необходимо при помощи киянки сместить его легкими ударами на место. Зафиксировать элемент в нужном положении позволит установка подходящих по диаметру шайб. Затем стопор подшипника и прочие демонтированные детали монтируются в обратном порядке.

Другие неисправности

Бывает, что разборка/сборка коробки «Иж-Планета 5» могут понадобиться в случае пропадания четвертой скорости. Это часто связано с поломкой подшипников на вторичном валу. Подобная неприятность случается по причине наличия осевого люфта, смещения узла подшипников либо его выхода из строя. Можно попробовать исправить проблему аналогично ремонту второй передачи. Если не помогает, потребуется полная разборка блока.

При заклинивании переключателя скоростей с повышенного диапазона на пониженный режим – вышла из строя пружинная система механизма, переключения. Ее необходимо заменить. Натужная работа узла после проведения сборки коробки передач «Иж-Планета 5» свидетельствует о неправильной установке регулировочных шайб. Чтобы этого избежать, необходимо в процессе помечать и фиксировать прежнее размещение этих элементов.

Разборка и сборка коробки «Иж-Планета 5»

Сначала потребуется провести полный демонтаж муфты сцепления, пускового устройства и моторной передачи, а также слить масло. После того как эти манипуляции проведены, можно приступать к снятию КП. В районе правой части мотора выкрутить восемь винтов крепления. Снимаются подножки водителя, рычаг ножного тормоза, крышка картера с правой стороны. Отсоединяется тросик сцепления, достается шарик и толкатель первичного вала. После этого разъединяется цепь. Обозначения на фото ниже: диски сцепления (1,3), нижний диск (2), внутренний барабан (4), гайки (5, 6).

Читайте также:  Какие бывают фирмы машин

На подготовленную ветошь или бумагу кладется картерная крышка. Вытащить ее можно, взяв руками за звездочку и потянув на себя. Если элемент не поддается, обратите внимание на опорную шайбу червячного вала, которая могла перекоситься. В отверстие между картером и крышкой следует засунуть пинцет или нож, после чего поправить деталь. При демонтаже корпуса может выпасть пара шайб. Второй элемент немного толще и монтируется на копирный вал. Их необходимо подписать и убрать к остальным запчастям.

Основной этап

Как отмечено на схеме сборки коробки «Иж-Планета 5», дальнейшие операции по разборке проводятся над внутренностями крыши узла, поскольку в ней мог остаться вторичный вал и сектор. При необходимости их снятия нужно разогнуть лепестки шайбы-стопора, открутить гайку, снять звезду и шайбу. Очень аккуратно придерживая шестерню, во избежание выскакивания вала, крышку перемещают на чистую и ровную поверхность шестеренкой вверх.

Стоит отметить, что подшипник этой части узла не имеет стопорного кольца. Поэтому при удалении вала с подшипником ролики могут выпасть, так что будьте внимательны. Если указанный элемент выработал приличный ресурс, существует риск, что при демонтаже вторичного вала внешнее кольцо может выскочить из посадочного гнезда и останется на роликах. Далее необходимо заняться выпрессовыванием сальника. Для этого установочные кольца достаются из отверстия крышки, после чего вынимается наружное кольцо подшипника.

Заключительная стадия

Далее снимается с первичного вала шестеренка второй и третьей скорости, после чего демонтируется первичный вал. Для этого потребуется его аккуратно выбить при помощи стопора и легкого молотка. Удаляются верхняя и нижняя вилки.

Далее достается промежуточный вал в сборе. При помощи отвертки или другого подходящего инструмента, следует отогнуть фиксатор с индикатором нейтрала, с осторожностью вытащить червячный (копирный) валик. На его дальней части расположены регулировочные шайбы, которые могли прилипнуть к картеру. Их нужно собрать и складировать с остальными снятыми деталями. Далее очередь копирного вала. Проверьте края фигурных гнезд, в которых перемещаются направляющие вилки. На них не должно быть сколов и вмятин. Отвинчиваем пару винтов крепления переключающего механизма, который также вынимается. Теперь можно производить замену негодных деталей и осуществлять по схеме сборку коробки передач «Иж-Планета 5». Ниже на рисунке указаны: стопорный колпак (1), болтик (2), звездочка коленвала (3), двухрядная цепь (4), барабан сцепления (5), вал первичный (6).

Ремонт

После того как агрегат выпотрошен, можно начинать определяться с деталями, подлежащими замене. Как правило, приходится покупать комплект регулировочных шайб, набор прокладок и герметик. Это в том случае, если нет более серьезных поломок. После того как вы определились с заменяемыми элементами, потребуется провести регулировку оси червячного вала, а после окончательной сборки – зазор по оси первичного, промежуточного и вторичного вала.

На дальний уступ копирного валика надеваются регулировочные шайбы, их следует смазать специальным составом. На ближний край монтируется опорная шайба, вал ставится на свое место. Повернуть его следует таким образом, чтобы датчик нейтрала своим выступом поместился в самый глубокий паз. Затем, при помощи линейки (пока без крышки КП) на плоскости картера измеряется зазор между шайбой и щупом. Он должен быть не более 0,2 мм. В зависимости от показателя, подкладываются или убираются регуляторы. При невозможности точного выставления зазора лучше его сделать меньше.

Сборка коробки на мотоцикле «Иж-Планета 5»

Для правильной сборки сначала нужно установить первичный вал, затем шестерню первой передачи проточкой вниз. Потом монтируется возвратная пружина с валом переключения диапазонов, предварительно стоит надеть пружинный механизм и поместить блок в посадочное место. После этого ставится червячный вал с регулировочными шайбами. Для облегчения установки смажьте «Литолом» подвижные механизмы.

Монтируя узел, необходимо следить за тем, чтобы не повредить датчик нейтральной скорости. Чтобы вал встал на место, при помощи отвертки следует немного отогнуть этот индикатор. При монтаже помните о маленькой шайбе, которая устраняет люфт. Аналогичная деталь устанавливается и на копирный вал. После этого монтируется отсек переключения скоростей.

Важно

Выполняя указанные операции, следите за меткой в средней части сектора. Она должна совпадать с аналогичной риской на валу. На последнем этапе устанавливается крышка картера. При правильном проведении работ она сядет на свое место без проблем.

Необходимо смотреть, чтобы все штоки и валы совпали с родными посадочными гнездами. Они должны свободно вращаться без скрипов и заеданий. Завинчивая винты, прилагайте среднее усилие, поскольку в картере из мягкого металла легко можно сорвать резьбу. Все крепления затягиваются равномерно, во избежание перекоса.

Читайте также:  Загорают ли негры на солнце

Завершение

Выше приведена подробно сборка коробки «Иж-Планета 5». После затяжки фиксаторов нужно еще раз проверить ведущую звездочку на предмет корректного вращения. В конце устанавливаются храповик с пружиной, втулка барабана сцепления и он сам, а также соединяется цепной привод с ведущей звездой, в коробку наливается трансмиссионное масло.

Коробка передач Иж Планета 5 четырехступенчатая, трехвальная с постоянным зацеплением прямозубых шестерен и ножным переключением скоростей. Переключение осуществляется с помощью копирного вала, который располагается внутри коробки, в его пазы входят цапфы вилок переключения. Копирный вал вращается от селектора переключений, который в свою очередь связан с ножным рычагом. Вторичный вал пустотелый, надетый на конец первичного вала. На вторичном валу расположена звездочка главной передачи. Коробка передач расположена в одном картере с двигателем мотоцикла, вместе образуя единый силовой агрегат. Смазка коробки передач осуществляется посредством масла, залитого в картер двигателя. Коробку передач ИЖ Планета 5 можно разбирать не снимая двигателя, впрочем для полной разборки и большего удобства можно снять мотор с рамы мотоцикла. Сегодня мы рассмотрим по шагам разборку коробки передач Иж Планета 5.

Сливаем масло с картера мотоцикла, установив его на подножку. Затем открутив болты, снимаем правую крышку двигателя а также рычаги переключения скоростей, кикстартер. Отсоединив кожух цепи от коробки, разъединяем звенья цепи. Вынимаем шток сцепления, а затем большой отверткой или зубилом отгибаем фиксирующую шайбу звездочки. Теперь необходимо открутить гайку звездочки, для этого заклиньте звездочку между ее зубьями и картером двигателя подходящим металлическим предметом, исключив ее вращение. Резьба на гайке левосторонняя, так что откручивать надо по часовой стрелке, используя ключ на 36. Открутите отверткой семь винтов крышки коробки, запоминая длину винтов (она не одинаковая) и не потеряйте алюминиевые уплотнительные шайбы под головками двух нижних винтов.

С помощью универсального съемника снимите звездочку вторичного вала. Через образовавшуюся между крышкой и картером зазор удерживаем зубчатый сектор пускового устройства. Если этого не сделать сектор отходит за крышкой и она, перекашиваясь при затяжке съемника, может треснуть. Не «помогайте» съемнику, расклинивая зазор отверткой или подобным инструментом. Так будет повреждена прокладка крышки и, самое главное, образуются вмятины на стыке крышки и картера, что приведет к утечке масла.

Снимите с оси селектор переключения передач.

Извлеките вал переключений вместе с храповым механизмом.

Приподняв копирный вал, выведите из его паза цапфу вилки переключения II и IV передач. Вилку снимите со штока, а с первичного шестерню II и IV передач и шайбу.

Снимите промежуточный вал.

Отверткой отведите рычаг фиксатора от копирного вала. Выньте его, сняв регулировочные шайбы и запомнив их расположение.

Снимите вилки включения I и III передач со штоков и шестерни I и III передач. Вилки не взаимозаменяемы, так что запомните их расположение.

Выньте шестерню первой передачи. Обратите внимание на ее положение в картере.

Двумя отвертками слегка разожмите и выведите из проточки первичного вала разрезное стопорное кольцо шестерни. Снимите с первичного стопорное кольцо, упорную шайбу и шестерню.

Отверните гайку звездочки и снимите ее.

Выньте вторичный из крышки, при этом помните о том, что подшипник здесь стоит бессепараторный, смотрите не растеряйте ролики!

При сильном износе или повреждении шарикового подшипника промежуточного вала, извлеките и его из крышки. Посадка подшипника не тугая и, обычно, он легко выходит из своего гнезда.

Отделяем прокладку крышки.

Осмотрите и промойте в керосине все детали. При сильном износе — замените. Тщательно очистите дно картера коробки передач Иж Планета 5. Роликовые подшипники вторичного вала прикрепите, обильно смазав вал густой смазкой. Соберите коробку передач в обратной последовательности. Если порвалась прокладка — замените ее. Обязательно совместите метки на копирном валу со стороны шестерни и секторе переключения передач. Для начала соберите коробку не покрывая прокладку герметиком, что бы убедиться в правильной работе коробки. Скорости должны переключаться четко и правильно, а детали вращаться без щелчков и заеданий. Убедившись в правильной работе, вновь снимите крышку, обезжирите ее ацетоном или бензином по местом прилегания к картеру, смажьте прокладку с обеих сторон тонким слоем герметика. Не используйте для уплотнения один герметик без прокладки! Могут нарушиться осевые зазоры и коробка будет работать неправильно. Затяните все болты крест-накрест. Залейте масло в ваш мотоцикл Иж Планета 5 и проверьте отсутствие утечек.

Вы знаете, какие виды резьбовых соединений применяются на мотоциклах?

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector