Трактор ДТ-75М. Коробка передач

Коробка передач механическая, четырехходовая, семиступенчатая, с подвижными шестернями и блокировкой механизма переключения передач. Коробка передач размещена в переднем отсеке корпуса трансмиссии. В расточках передней и задней стенок этого отсека на подшипниках установлены четыре вала.

Коробка передач (рис. 33 и 34) состоит из корпуса 26, первичного вала 1 , вторичного вала 25, дополнительного вала 47, вала 40 заднего хода, шестерен и механизма переключения передач.

11ервичный вал 1 установлен на роликовом 2 и шариковом 24 подшипниках. Подшипники запрессованы в стаканы 23 и 39, установленные в гнездах корпуса трансмиссии.

По шлицам первичного вала свободно перемещаются два блока шестерен: блок 38 с венцами третьей и четвертой передач и блок 22 с венцами первой и второй передач. Кроме того, на первичном валу спереди закреплена ведущая шестерня 3. находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 42, сидящей на валу заднего хода.

На переднем конце первичного вала на шлицах посажена задняя вилка кардана.

Вторичный вал 25 изготовлен заодно с малой конической шестерней, находящейся в зацеплении с большой конической шестерней главной передачи.

Передний конец вторичного вала вращается в однорядном радиально-упорном шариковом подшипнике 37, а задний, как более нагруженный,— в роликовом подшипнике 27.

Подшипники запрессованы соответственно в стаканы 36′ и 28. Осевое смещение стакана шарикового подшипника предотвращается болтами, а стакана роликового подшипника — установочным винтом 29.

На шлицах вторичного вала неподвижно посажены: шестерня 34 третьей передачи, блок 33 шестерен первой и четвертой передач, шестерня 32 седьмой передачи и шестерня 30 второй передачи. Для фиксирования положения шестерен между ними установлены распорные шлицевые втулки 31.

Рис. 33. Трактор ДТ-75М. Коробка передач (продольный разрез):
1 — первичный вал; 2 — роликовый подшипник; 3 — ведущая шестерня третьей передачи; 4 — ось вилок переключения передач; 5 — фиксатор; 6 — валик переключения; 7 — вилка валика переключения; 8 — вертикальный рычаг; 9 — рычаг переключения передач; 10—валик блокировки; 11 — рычаг валика блокировки; 12 — электрический включатель системы блокировки; 13 — ось; 14 — шарик; 15 — втулка включателя; 16 — винт; 17 — рамка; 18 — боковая планка; 19 — разделительная планка; 20 — крышка коробки передач; 21 — планка переключения; 22 — блок шестерен первой и второй передач; 23 — стакан заднего подшипника первичного вала; 24 — шариковый подшипник; 25 — вторичный вал; 26 — корпус коробки передач 27 — роликовый подшипник; 28 — стакан заднего подшипника вторичного вала; 29 — установочный винт; 30 — ведомая шестерня второй передачи; 31 — распорная втулка; 32 — ведомая шестерня седьмой передачи; 33 — блок шестерен первой .и четвертой передач; 34 — ведомая шестерня третьей передачи; 35 — peгулировочные прокладки; 36 — стакан переднего подшипника вторичного вала; 37 — шариковый подшипник; 38 — блок шестерен третьей и четвертой передач; 39 — стакан переднего подшипника первичного вала

Рис. 34. Трактор ДТ-75М. Коробка передач (разрез по валу заднего хода):
40 — вал заднего хода; 41 — роликовый подшипник; 42 — шестерня постоянного зацепления; 43 — двуплечий рычаг; 44 — ведущая шестерня заднего хода; 45 — двуплечий рычаг; 46 — роликовый подшипник; 47 — дополнительный вал ,48 — шестерня седьмой передачи; 49 — пробка сливного отверстия с магнитом; 50 — блок шестерен пятой и шестой передач; 51 — ведомая шестерня постоянного зацепления.

Между фланцем стакана и стенкой корпуса установлены металлические прокладки 35, необходимые для регулировки зацепления шестерен главной передачи.

В верхней части корпуса коробки, с правой стороны по ходу трактора, расположен вал заднего хода 40, вращающийся в роликовых подшипниках 41 и 46.

На шлицах вала заднего хода, между подшипниками, установлены две шестерни: шестерня 42 постоянного зацепления, неподвижно закрепленная на валу, и подвижная шестерня 44. Шестерня 42 находится в постоянном зацеплении с шестерней 3, сидящей на первичном валу, в результате чего вал 40 заднего хода при вращении первичного вала тоже вращается. Шестерню 44 вилкой переключения можно перемещать вдоль вала в положения, при которых она может свободно вращаться с валом или при перемещении вперед находиться в зацеилении с большой шестерней блока 33.

Читайте также:  Лада гранта печка дует холодным

На шлицах дополнительного вала 47 установлены три шестерни: шестерня 51 постоянного зацепления, блок 50 шестерен пятой и шестой передач и шестерня 48 седьмой передачи. Шестерня 51 постоянного зацепления неподвижно закреплена на шлицах вала 47 стопорным кольцом. Она находится в постоянном зацеилении с шестерней 42 вала заднего хода, в результате чего при вращении первичного вала и вала заднего хода вращается и дополнительный вал.

Первые четыре передачи вперед включаются введением в зацепление подвижных шестерен первичного вала с соответствующими шестернями вторичного вала.

Задний ход включается введением в зацепление шестерни 44 с большей шестерней блока 33, сидящего на шлицах вторичного вала. При включении пятой, шестой и седьмой передач вводят в зацепление подвижные шестерни дополнительного вала соответственно с шестернями 32, 33 и 34 вторичного вала.

Механизм переключения передач, за исключением осей 4 и вилок переключения, смонтирован в крышке 20 коробки передач.

Передачи включают с помощью рычага 8, планок 21, вилок переключения и двуплечих рычагов 43 и 45.

Для включения необходимой передачи нижний конец вертикального рычага, на котором крепится рычаг переключения передач, перемещением в продольном направлении вводят в паз соответствующей планки и, в зависимости от того, какая передача должна быть включена, подают планку вправо или влево. При этом планка 21 перемещает вилку по оси, и включается необходимая передача (согласно схеме переключения передач, указанной на рис. 35).

При нейтральном положении подвижных шестерен фиксаторы, расположенные в крышке коробки, входят в средние пазы поводков. Сверху над фиксаторами установлены два валика 10 блокировки, которые имеют продольные пазы и соединены через рычаги 11 с рычагом главной муфты сцепления. Когда муфта сцепления включена, валики блокировки повернуты вниз гладкой цилиндрической частью и фиксаторы не могут подняться и освободить поводки переключения. В этом положении переключить передачи невозможно. При выключенной главной муфте сцепления

валики блокировки повернуты пазами вниз, и при переключении передачи фиксаторы могут беспрепятственно подниматься и освобождать поводки переключения.

В качестве устройства, предотвращающего перемещение одно-временно двух планок 21, применены разделительные планки 19.

Рис. 35. Трактор ДТ-75М. Схема положений рычага переключения передач

При включении передач необходимо, чтобы нижний конец рычага переключения был установлен в паз переключения передачи так, чтобы при перемещении он не задевал разделительных планок. Рычаг устанавливают в пазы крайних планок пере-ключения по упору его нижнего конца в боковые планки 18. Для установки рычага 8 в пазы средних планок служит устройство, состоящее из вилки 7, валика переключения 6 и фиксатора 5.

Для предотвращения запуска пускового двигателя при включенной передаче и обеспечения безопасных условий запуска основного двигателя служит система блокировки рычага коробки передач с электрической системой пускового двигателя, которая позволяет запустить его только при нейтральном положении рычага 9.

Устройство системы блокировки показано на рис. 33. В расточке крышки коробки передач закреплена втулка 16, с электрическим включателем 12

на оси 13 и винте 16 установлена рамка 17. При выводе рычага 9 из нейтрального положения рамка перемещает шарик 14 до касания о наконечник включателя 12, в результате чего первичная обмотка магнето пускового двигателя замыкается на «массу» и запуск становится невозможным.

Для запуска пускового двигателя нужно поставить рычаг 9 в нейтральное положение. При этом шарик 14 попадет в отверстие рамки 17, и включатель отсоединит магнето от «массы».

Трущиеся детали коробки передач смазываются трансмиссионным маслом, разбрызгиваемым шестернями в ее отсеке. Заливают масло через отверстие в крышке заднего моста. Масло через литое отверстие в корпусе поступает из центрального отсека в отсек коробки передач и устанавливается на одном уровне, который контролируется маслоуказателем, вмонтированным в пробку заливного отверстия. Спуск масла из. коробки передач производится через отверстие в днище, закрываемое пробкой с вмонтированным в нее магнитом.

Перед троганием трактора ДТ-75 с места следует убедиться в том, что все узлы двигателя, силовой передачи, ходовой и гидравлической систем заправлены маслом, смазочными материалами, а системы охлаждения двигателя – охлаждающей жидкостью. Затем нужно закрыть боковины капота, проверить правильно ли закреплён утеплитель капота и радиатора (при работе в зимний период), убедиться в отсутствии инструмента и посторонних предметов на гусеницах и под трактором, проверить правильность и надёжность присоединений машин и орудий к трактору, исправность орудий и прицепов.

Читайте также:  Как смотать спидометр на гранте

Перед началом движения трактора следует осмотреть путь движения, чтобы убедиться в отсутствии рядом с трактором машин и людей, что нет опасения задеть кого-либо машиной, зацепиться за препятствие. Затем подать звуковой сигнал, предупреждающий обслуживающий персонал о начале движения трактора.

Для трогания трактора с места нужно:

1) Выключить главную муфту сцепления, подав рычаг либо педаль управления муфтой сцепления вперёд до отказа. Удерживая рычаг либо педаль в этом положении, подождать три-четыре секунды для того, чтобы полностью остановился первичный вал коробки передач (при наличии увеличителя крутящего момента стрелка указателя давления масла в системе смазки УКМ должна стать против нулевого деления шкалы).

2) Включить выбранную передачу в коробке передач, ходоуменьшителя либо реверс-редуктора.

Если передача в коробке передач не включается, нужно возвратить её рычаг переключения в нейтральное положение, кратковременно включить главную муфту сцепления, а затем выключить её и снова включить передачу.

Если включения ходоуменьшителя не требуется, то его рычаг переключения должен быть установлен в положение прямой передачи, которой соответствуют 2 положения рычага, указанных на схеме буквами ПР [рис.57]. Следует помнить, что рычаг переключения ходоуменьшителя нейтрального положения не имеет.

Рис. 57. Схемы переключения передач ходоуменьшителя трактора ДТ-75.

В случае если включения реверс-редуктора не требуется, то его рычаг переключения должен быть установлен в положение Прямая [рис.59].

Рис. 59. Схема переключения передач реверс-редуктора трактора ДТ-75.

3) Перевести рычаг управления подачей топлива вниз, увеличив частоту вращения коленчатого вала двигателя, затем плавно, но быстро включить главную муфту сцепления; при этом трактор начнёт движение.

Если тяговое усилие трактора ДТ-75М, оборудованного увеличителем крутящего момента, не обеспечивает трогания агрегата с места, то на время трогания и разгона нужно включить в работу увеличитель крутящего момента, передвинув рычаг управления его муфтой сцепления в крайнее заднее положение. После разгона агрегата увеличитель крутящего момента на ходу трактора выключают, передвинув рычаг управления его муфтой сцепления в крайнее переднее положение.

Реверс-редуктор ДТ-75 (крышка верхняя)

Наименование Каталожный номер Кол-во на модель
Крышка реверс-редуктора в сборе 78.58.011
1 Штифт рычага 77.37.116-1 1
2 Шпонка 5х9 ГОСТ 24071-80 1
3 Рычаг К77.58.214 1
4 Пружина рычага 77.37.117 1
5 Шайба сферическая 77.37.118 1
6 Прокладка фланца 77.37.114 2
7 Колпак 77.52.231 1
8 Рычаг 78.58.114 1
9 Рукоятка А13.04.000А 1
10 Рычаг 78.58.017
11 Кольцо прижимное 77.37.122 1
12 Болт М10.6gх30.58.016 ГОСТ 7796-70 2
13 Шайба 1065Г05 ГОСТ 6402-70 10
14 Чехол 77.37.121 1
15 Палец валика блокировки переднего 77.37.165 2
16 Щуп 78.58.016
17 Прокладка пробки 77.38.203 1
18 Реверс-редуктор 78.58.001
19 Болт М10.6gх40.58.016 ГОСТ 7795-70 10
20 Заглушка 28-08 кп ГОСТ 3111-67 2
21 Крышка верхняя 78.58.109 1
22 Прокладка 77.52.230 1
23 Болт стопорный 77.37.218 2
24 Штифт 77.52.276 2
25 Пружина 77.52.256 2
26 Фиксатор 77.52.255 2
27 Вилка ведущего вала 77.58.014-1
28 Пластина замковая 77.52.222 1
29 Обойма 77.58.115 1
30 Пластина замковая 77.52.254 1
31 Болт М10.6gх20.58.016 ГОСТ 7796-70 4
32 Вилка ведомого вала 77.52.034 1
33 Планка распределительная К77.58.206 1
34 Кольцо уплотнительное 77.37.143А 2
35 Валик передний 77.52.257 1
36 Валик задний 77.52.258 1
37 Серьга 77.37.162 1
38 Шайба 10.01 ГОСТ 11371-78 1
39 Шплинт 3,2х18 ГОСТ 397-79 1
40 Болт М12.6gх35.58.016 ГОСТ 7796-70 1
41 Шайба 1265Г05 ГОСТ 6402-70 1
42 Фланец 77.52.260-1 1

Реверс-редуктор ДТ-75 (валы и шестерни)

Наименование Каталожный номер Кол-во на модель
1 Обойма 77.31.113 1
2 Кольцо СП-93-69-10 ГОСТ 6308-71 1
3 Кольцо дистанционное 77.31.106 1
4 Манжета ГОСТ 8752-79 ОСТ 38 05146-78 1.1-70х95-2 1
5 Кольцо стопорное 77.55.229 1
6 Шайба маслоотбойная К77.58.104 1
7 Подшипник 311 (55х120х29) ГОСТ 8338-75 1
8 Кольцо В35 ГОСТ 13942-68 2
9 Подшипник 407К (35х100х25) ГОСТ 8338-75 2
10 Стакан подшипника 77.37.108 1
11 Шайба упорная 77.37.157 2
12 Стакан с кольцом 77.52.042 1
13 Подшипник 213 (65х120х23) ГОСТ 8338-75 1
14 Штифт установочный 77.52.228 1
15 Стакан подшипника 77.52.218 1
16 Кольцо упорное 77.52.217 1
17 Штифт 77.38.287 2
18 Штифт установочный 77.52.221 1
19 Прокладка 77.52.230 1
20 Кольцо 2В120 ГОСТ 13941-68 1
21 Вал ведомый 77.52.208-1 1
22 Кольцо уплотнительное 77.55.145А 2
23 Кольцо 77.52.266 1
24 Втулка уплотнения 77.52.264 1
25 Кольцо 77.52.268 1
26 Муфта соединительная 77.52.229-1 1
27 Шестерня ведомая 77.58.117 2
28 Втулка распорная К77.58.211-1 1
29 Шестерня вала реверса 77.58.102 1
30 Вал реверса К77.58.210-1А 1
31 Полукольцо К77.58.220 4
32 Колпачок защитный К77.58.219 2
33 Кольцо 2В55 ГОСТ 13940-68 2
34 Кольцо стопорное 77.52.269 1
35 Подшипник 70-32605К (25х62х24) ГОСТ. 8328-75 2
36 Кольцо пружинное 54.05.436 2
37 Шайба 77.52.265 1
38 Кольцо уплотнительное 77.38.184А 1
39 Стакан подшипника 77.52.237-2 1
40 Кольцо сальника 77.52.267 1
41 Кольцо 2В80 ГОСТ 13941-68 1
42 Шестерня ведомого вала 77.52.216-1 1
43 Кольцо 2В65 ГОСТ 13940-68 2
44 Вал пониженных скоростей К77.58.218А 1
45 Подшипник 292208К (50х80х18) ГОСТ 5377-79 1
46 Манжета ГОСТ 8752-79 ОСТ 38 05146-78 1.1-45х65-2 1
47 Шестерня 77.52.215 1
48 Вал ведущий 77.52.031-1 1
49 Втулка распорная К77.58.205-1 1
50 Болт М10.6gх30.58.016 ГОСТ 7796-70 2
51 Пластина замковая 77.52.239 1
52 Планка стопорная 77.52.238-1Б 1
53 Стакан подшипника 77.52.235А 1
54 Кольцо 77.41.202А 1
55 Кольцо 2В100 ГОСТ 13941-68 1
56 Подшипник 32213 КМ (65х120х23) ГОСТ 8328-75 1
57 Шестерня 77.58.101 1
58 Стакан подшипника 77.52.220-1 1
59 Втулка распорная К77.58.217 1
60 Шестерня ведущая 77.58.116 1
61 Прокладка корпуса увеличителя крутящего момента 77.55.190 1
62 Корпус 77.58.110 1
63 Прокладка пробки 77.37.203 1
64 Пробка сливная с магнитом в сборе 77.37.019А 1
65 Шайба 1265Г05 ГОСТ 6402-70 7
66 Болт М12.6gх45.58.016 ГОСТ 7795-70 1
67 Стакан подшипника 77.52.232 1
68 Пластина запорная 77.52.241-2 1
69 Пластина стопорная 77.52.270 1
70 Пластина замковая 77.52.272-1 1
71 Болт М14х1,5.6gх35.88.40х.016 ГОСТ 7796-70 1
72 Прокладка 77.52.225-1 1
73 Крышка передняя 77.52.203-2А 1
74 Шайба 1065Г05 ГОСТ 6402-70 10
75 Болт М10.6gх40.58.016 ГОСТ 7795-70 8
Читайте также:  Как корректировать электролит в аккумуляторе

Реверс-редуктор ДТ-75 — это одноступенчатый механический редуктор, имеющий реверсивный механизм, который значительно расширяет диапазон скоростей коробки передач ДТ-75. Благодаря реверс-редуктору трактор может двигаться как на основных, так и на дополнительных скоростях: пониженных — при движении передним ходом, повышенных — задним ходом.

Реверс-редуктор устанавливается перед коробкой перемены передач на передней плоскости корпуса трансмиссии ДТ-75.

Реверс-редуктор имеет три передачи: «вперед» и «назад» — с передаточными числами соответственно 1,67 и 1,35 и прямую передачу с передаточным числом 1. В сочетании с основными передачами КПП это позволяет трактору в дополнение к основным скоростям передвигаться также на технологических скоростях: на 7-ми пониженных при движении передним ходом и на 7-ми повышенных (на 25% относительно пониженных) — задним ходом.

Конструктивно реверс-редуктор ДТ-75 состоит из ведущего вала, ведомого вала, вала пониженных скоростей, вала реверса, ведущей шестерни, ведомой шестерни, шестерни вала реверса, четырех дополнительных шестерен, рычага переключения, щупа и корпуса заливной горловины.

Следует подчеркнуть, что механизмы переключения передач КПП и реверс-редуктора ДТ-75 принципиально не отличаются.

Чтобы предотвратить самопроизвольное выключение шестерен и снизить торцевой износ их зубьев при многочисленных переключениях передач, предусмотрена возможность блокировки реверс-редуктора с главной муфтой сцепления и КПП.

Механизм блокировки — это два валика, фиксаторы и тяга. Валики при помощи тяги соединены с механизмом, выключающим главную муфту сцепления трактора ДТ-75. При ее выключении оба валика поворачиваются следующим образом: гнезда валиков оказываются над фиксаторами, чтобы не препятствовать их подъему при перемещении планок при переключении передач реверс-редутором.

А вот переключать передачи реверс-редуктором, когда главная муфта сцепления включена, нельзя, потому что гнезда валиков механизма блокировки в этом случае смещены относительно фиксаторов.

Реверс-редуктор ДТ-75 включается в комплект трактора только по заказу покупателя. Мы предлагаем реверс-редукторы напрямую от производителя, что дает двойную выгоду. Во-первых, он обойдется дешевле, чем у посредников, а во-вторых, реверс на ДТ-75 купить можно с гарантией от завода-производителя.

Прошу поделиться этой записью с друзьями:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector