Пути сокращения

Кадры. РЖД решили уволить почти 30 тыс. сотрудников в ближайшие семь лет.

В РЖД планируют сократить почти 30 тыс. сотрудников к 2025 году, следует из презентации долгосрочной программы развития компании. Увольнения связаны с расширением функционала работников и внедрением новых технологий.

РЖД сокращают персонал

Железнодорожная монополия планирует к 2025 году довести численность сотрудников до 709 тыс. человек, следует из июньской презентации долгосрочной программы развития компании. У РБК есть копия этой презентации, ее подлинность подтвердили в РЖД.

Средняя численность сотрудников компании за январь-март 2018 года составила 737 тыс. человек, следует из отчета компании за первый квартал 2018 года по РСБУ. Таким образом, перевозчик планирует сократить 28 тыс. сотрудников, или 4%. В презентации указывается более существенное сокращение – 42 тыс. человек. Но источник РБК в РЖД пояснил, что эта цифра рассчитывалась от другой даты, которую он не уточнил.

Снижение численности работников будет проводиться с учетом естественного оттока персонала, перераспределения трудовых ресурсов внутри компании и переобучения новым профессиям, сказал РБК представитель РЖД. Он добавил, что компания будет помогать сокращаемым сотрудникам искать новую работу, но не стал уточнять, какие именно подразделения затронет оптимизация персонала. Долгосрочная программа развития РЖД уже направлена на рассмотрение в профильные министерства, рассказал собеседник РБК.

Уменьшение численности персонала РЖД осуществят за счет внедрения новых технологий и объединения функционала разных профессий, говорится в презентации. В связи с цифровизацией процессов в перспективе до 2025 года в РЖД возникает потребность в новых профессиональных кадрах, добавил представитель компании. Прежде всего, по его словам, будут востребованы ИТ-специалисты, машинисты, дистанционно контролирующие подвижной состав, операторы летательных аппаратов диагностики инфраструктуры и другие.

Когда принимаются "вынужденные решения" по сокращению персонала, то РЖД "не просто механически" увольняют людей, а стараются "перевести их на другие места и дать новый опыт", говорил гендиректор РЖД Олег Белозёров в интервью корпоративной газете "Гудок" 14 февраля. Он подчеркивал, что сотрудников компании настолько "много", что "если сложить работников холдинга, наши семьи, пенсионеров, ветеранов, смежников, мы, наверное, будем близки к "контрольному пакету" избирателей".

Технологии вместо сотрудников

О сокращении сотрудников в системе социального страхования в связи с цифровизацией и внедрением новых технологий в конце мая заявляла вице-премьер по социальной политике Татьяна Голикова. "По моему глубокому убеждению, она (система соцстрахования. – РБК) нуждается в переменах хотя бы потому, что очень быстро меняются вызовы, система управления, происходят процессы цифровизации, и эта система должна этому соответствовать", – сказала она, имея в виду Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. "Eсли пойдем дальше по пути цифровизации, по пути управления большими данными, то, конечно, не нужно такого количества людей (в общей сложности в системе социального страхования заняты 126 тыс. сотрудников)", – добавила она.

Цифровизация и автоматизация сказываются на персонале и мировых компаний. Например, T-Systems, "дочка" крупнейшей европейской телекомпании Deutsche Telekom, в июне сообщила о планах сократить около 25% сотрудников, или около 10 тыс. человек, писала газета Handelsblatt. Для таких компаний не имеет смысла удерживать сотни сотрудников по обслуживанию ИТ, когда работа может выполняться удаленно, указывало издание.

Массовые сокращения ожидаются и в банковском секторе. Например, крупные банки Японии планируют увольнять сотрудников, поскольку они все чаще обращаются к искусственному интеллекту и автоматизации, стремясь упростить операции и сократить издержки, пишет Finextra. Так, банк Mizuho Bank планирует сократить 19 тыс. рабочих мест в течение десяти лет.

Читайте также:  Резина 16 радиус кама флейм

Миллиарды на зарплаты

Зарплатный фонд РЖД по итогам 2017 года (на тот момент в компании работали 740 тыс. человек) составил 441,8 млрд руб., следует из квартального отчета компании. Гендиректор РЖД Олег Белозёров в 2017 году заработал 154 млн руб.

Средняя численность сотрудников АО "РЖД" за январь-март 2018 года составила 737 тыс. человек, следует из отчета компании за первый квартал 2018 года по РСБУ.

К 2025 г. общая численность работников холдинга РЖД снизится почти на 6% – с 904 000 человек (по состоянию на 31 марта 2018 г.) до 848 400 человек. Это следует из проекта Долгосрочной программы развития РЖД, с которым ознакомились «Ведомости». Штат головной компании – ОАО «РЖД» – снизится на 5,6%, с 751 000 человек до 709 000.

Такая динамика ожидается с учетом прогнозируемых объемных показателей. Монополия прогнозирует, что грузоперевозки вырастут по сравнению с 2017 г. на 35% до 1,7 млрд т, число отправленных пассажиров – на 27% до 1,4 млрд человек. Выручка холдинга в 2025 г. ожидается на уровне 3,8 трлн руб. (рост в 1,7 раза), чистая прибыль – 338,6 млрд руб. (рост в 10 раз), EBITDA – 1,1 трлн руб. (рост в 2,7 раза), следует из приложения к программе.

Прогнозируемое снижение численности работников холдинга связано с естественным оттоком персонала (выход на пенсию, увольнение по собственному желанию), перераспределением трудовых ресурсов внутри компании, поясняется в документе. Холдинг также намерен продать часть активов – в их числе при благоприятных условиях могут быть, например, «РЖДстрой», компания Транстелеком», пригородные пассажирские компании.

При этом компания намерена привлекать ежегодно 65 000-75 000 новых сотрудников, в том числе обладающих новыми профессиями. В перспективе до 2025 г. из-за развития технологий холдингу понадобятся, например, машинисты, дистанционно контролирующие подвижной состав, рабочие и специалисты по строительству и эксплуатации высокоскоростных линий и подвижного состава, операторы летательных аппаратов диагностики инфраструктуры и др., приводит примеры монополия. Долю инженерно-технического персонала ОАО «РЖД» планируется увеличить с текущих 35,1% до 37,1% в 2025 г.

Яндекс.Поделиться

Ажиотаж и неразбериха разыгрались вокруг известия о предстоящем сокращении работников ОАО «РЖД». Разброс цифр, тиражируемых в сообщениях новостных агентств, СМИ и соцсетей, не удивителен. Поскольку касается отраслевой статистики, точность которой уже стала притчей во языцех. Тем более, что официальные данные о персонале монополии можно найти с превеликим трудом. Удивительно другое: почему все так переполошились из-за предполагаемой динамики сокращений, хотя реальная динамика гораздо выше? И совсем в стороне остаётся тема, кого именно будут сокращать, как, и почему.

Первым наше внимание привлекло известие об «убывании» свыше 50 тыс. человек. При этом было уточнение, что численность сократится на 6% к 2025 году — до 848,7 тыс. работников. Снижение штата произойдёт как за счёт увольнений в связи с продажей ряда активов, так и за счёт естественного оттока персонала (выход на пенсию, увольнение по собственному желанию). За этими красивыми формулировками может скрываться новый виток уже привычной для РЖД оптимизации, о которой мы уже неоднократно писали, к примеру, в материале «Лишние люди».


Фото РИА Новости, Игорь Онучин

Читайте также:  Какая кислота в аккумуляторе машины

Приведенная цифра грядущего кадрового состава в 848,7 тыс. работников озадачила, и мы попытались установить, сколько народа работает в монополии сейчас. Отчаявшись искать информацию на портале РЖД, мы прочитали в Википедии, что в монополии в 2017 году работало 894 тыс. человек. Правда, этот источник грешит субъективизмом, которому доверять можно лишь с контрольной проверкой. Кстати, на момент публикации данного материала «Вики» исправила цифру на 737 тыс. чел. Из публикации газеты «Ведомости» стало ясно , что цифра в 848 тыс. человек взята из Долгосрочной программы развития РЖД. Штат головной компании ОАО «РЖД» снизится на 5,6% — с 751 000 человек до 709 000.

РИА «Новости» привели свою цифру, заявив , что в течение ближайших 6-7 лет РЖД урежет свой персонал на 42 тысячи сотрудников, это более 5% всего кадрового состава компании. РБК сообщил, что РЖД планируют уволить почти 30 тыс. сотрудников к 2025 году в связи с расширением функционала работников и внедрением новых технологий, в медиахолдинге также уточнили, что за семь лет будет сокращено 28 тыс. сотрудников — всего 4%.

Перспектива сокращения вдвое меньшего количества за более чем в два раза больший срок взволновала всех.

Приводя разный процентаж и разное количество персонала, СМИ ссылаются на один и тот же источник всеобщего беспокойства – ДПР. Ещё удивительнее выглядит сама причина суеты. Те же «Ведомости» почти год назад в сентябре 2017 сообщали, что в РЖД работает 741,4 тыс. человек, а в сентябре 2015 года в РЖД было 791 539 работников. При этом никто не бил тревогу о сокращении монополией за три года 54,1 тысячи сотрудников. А теперь перспектива сокращения вдвое меньшего количества за более чем в два раза больший срок взволновала всех.

Поток новостей под знаменем «РЖД готовит масштабное сокращение сотрудников» неминуемо наводит на мысль, о сознательно поднятой кем-то волне. Когда даже в одном и том же СМИ не смущаются разночтением публикуемых цифр от 741 до 751 тысячи человек. В итоге рынок неизбежно питается информацией взятой, по сути, из воздуха.

Подхватив новость про РЖД, «Военное обозрение» (ВО) выразило опасение : не подстегнёт ли массовое сокращение в отрасли рост безработицы в стране в целом? Но при этом озвучило надежду, что к 2025 году средняя зарплата в госкомпании (в связи с сокращением численности сотрудников) вырастет с нынешних 55 тысяч рублей до 80 тыс.

ВО сопоставляет среднюю зарплату железнодорожников не с топ-менеджерами, а с зарплатами футболистов в клубе, который курирует РЖД. Речь о ФК «Локомотив». Стоимость многих игроков команды, ставшей чемпионом России в 2018 году, составляет по нескольку миллионов евро. Мануэл Фернандеш — около 5,5 млн евро. Эдер — 3,5 млн евро. Антон Миранчук — 8 млн евро. Гильерме — около 3 млн евро. Таким деньгам позавидует даже главный железнодорожник страны! Правда, сама аналогия весьма странная: возможно, чемпионатом мира навеяло.


Мануэл Фернандеш, фото РИА Новости, Александр Вильф

Сообщается, что решение компании связаны с естественным оттоком персонала, перераспределением трудовых ресурсов внутри компании. Интересно, кого будут сокращать: путейцев или конторских? В центральном аппарате монополии важно рассуждают о программах цифровизации бизнес-процессов, переходе на безбумажные технологии. А с мест нам сообщают, что компьютерная грамотность в конторах низкая и неумение компенсируется количеством «конторских делопроизводителей». В итоге сокращают путейцев, ремонтников.

Пусть обучатся и на стоянках буксы молоточком постукают, да колодки, в случае чего, поменяют.

Высокие чиновники внимания не обращают, что проводники уже как ошалелые носятся с вениками, подстаканниками и прочей галиматьёй, обслуживая по два вагона. Надо будет — побегают и между тремя. Да, заодно пусть обучатся и на стоянках буксы молоточком постукают, да колодки, в случае чего, поменяют. Так можно будет и на вагонниках сэкономить. Зато на бумаге, пардон, в компьютере, это можно будет отобразить как внедрение новых технологий и объединение функций разных профессий.

Читайте также:  Глушитель ауди 80 б3

Не захотят оптимизироваться, пусть идут «в колхоз». В эпизоде культового отраслевого фильма «Магистраль» очень наглядно и правдоподобно было продемонстрировано истинно железнодорожное отношение руководителя к подчинённому. Характерной особенностью является то, что описываемые события происходили во времена, когда к рабочему классу советской идеологией трактовалось отношение, как к «гегемону революции». В капиталистической России гегемоны ныне иные. И менеджеру МВА глубоко безразлично, что кадровому железнодорожнику применять навыки на «гражданке» просто негде.

В 2017 году монополией было перевезено 1,261 млрд тонн грузов и 1,1 млрд пассажиров при вдвое меньшем численном составе персонала.

Отсюда волей-неволей напрашивается печальное предположение, что оптимизация РЖД сродни повышению в стране пенсионного возраста, о влиянии которого на работников ЖД-корпорации мы уже рассказывали. Злые языки поговаривают, что государству платить пенсии нечем не из-за миллионов простых пенсионеров, а из-за сотен тысяч пенсионеров «привилегированных» — целой армии экс-чиновников от депутатов до прокуроров и силовиков разного ранга. Которые и выходят на пенсию раньше, и получают её размерами гораздо больше.

Ровно двадцать лет назад МПС России отчиталось о перевезённых в 1997 году 885,5 млн т грузов и 1,6 млрд пассажиров. При этом на железнодорожном транспорте было занято 1,84 млн человек. Из которых в основной деятельности трудилось 1,438 млн человек, в том числе на эксплуатации — 1,083 млн железнодорожников. В 2017 году монополией было перевезено 1,261 млрд тонн грузов и 1,1 млрд пассажиров при более чем вдвое меньшем численном составе всего персонала.

Сколько конкретно сегодня трудится людей в основной деятельности и какая часть из них приходится на эксплуатацию, большой вопрос. Однако из имеющихся цифр получается, что оптимизированы рядовые железнодорожники предостаточно, а уж производительность труда за двадцать лет среди уцелевших после всех сокращений выросла едва ли не на 200%. Ведь объёмы перевозок не упали. Пассажиров стало поменьше, но грузов везут почти вполовину больше.

На квадрате, захватывающем два района, шагу не ступишь, чтобы не столкнуться с офисным железнодорожником.

При этом поголовье управленческого аппарата, похоже, выросло в разы: только центральный аппарат монополии, управлявший в советские годы железными дорогами (от 56 до 32) из дома с башней на Новой Басманной, теперь руководит 16-ю дорогами уже из двух зданий. А на огромном квадрате, захватывающем Красносельский и Басманный районы столицы, шагу не ступишь, чтобы не столкнуться с офисным железнодорожником.

Хорошо, если монополия всё-таки решила проредить конторские ряды центрального и дорожных аппаратов. И не очень хорошо, если оптимизация задумана отраслевыми чиновниками как способ сохранения и приумножения своего финансового благополучия.

Прошу поделиться этой записью с друзьями:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector