Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Вопрос улучшения автомобиля сегодня волнует многих автовладельцев. Но даже в СССР, когда, казалось бы, все должны быть одинаковым, водители делали машины особенными. Порой получались довольно интересные проекты.

1. Набалдашник руля КПП

Одна из самых популярных доработок салона автомобиля в СССР – замена ручки рычага коробки передач. Родной набалдашник свинчивался, и вместо него накручивался новый, высокохудожественный вариант, кустарно изготовленный из пластика или эпоксидной смолы.

Наибольшей популярностью пользовались ручки с цветами (особенно розами), насекомыми, пауками, скорпионами.

2. Оплетка на руль

Большинство советских автомобилей не могло похвастаться удобным рулем. Стандартная «баранка» была сделана из черного пластика и неприятно скользила в руках, особенно у начинающего водителя. Именно поэтому оплетка руля, сделанная из проводов, капельниц или капроновой нити от бельевой веревки, считалась не только красивым, но и полезным улучшением. Такой руль был толще и лучше лежал в руках.

Водители, которые не могли себе позволить такое улучшение, довольствовались более бюджетным вариантом. Они обматывали обод простой изолентой.

3. Катафоты

Катафоты были одним из основных видов украшений на советских велосипедах. Также их часто крепили и на обычные машины. Зачем? Красные, оранжевые, желтые и белые стекляшки очень красиво блестели на солнце.

4. Колеса и покрышки

Многие представительские автомобили, а также военная техника, выезжавшая на парады, часто украшалась белыми полосками на колесах (флипперами). Такой способ тюнинга водители применяли и на обычных машинах. Также довольно эффектно смотрелись хромированные колпаки на колесах автомобилей 1950-60-х годов.

5. Чехлы на сиденья и массажная накидка

Вплоть до 1980-х годов автомобильная промышленность СССР не выпускала чехлов для автомобильных сидений. Поэтому многие водители делали их своими руками. Самые популярные варианты были из плотной ткани, задний диван делали из цельного ковра.

Сиденье водителя нередко оснащалось массажной накидкой. Сделанная из деревянных роликов, она должна была сделать долгое нахождение за рулем более комфортным.

6. Монетки под стеклом

Копейки под лобовое стекло втыкали многие автолюбители, но больше всего этим «грешили» водители автобусов.

7. Шторки

В годы СССР тонирование стекол не было распространено по причине отсутствия пленки. Лишь на самых престижных машинах, таких как «Чайка» и ЗиЛ, пассажиры скрывались от внешнего мира за шторками. В попытках их скопировать, самодельные шторки появлялись на «Жигулях», «Волгах» и «Москвичах».

8. Вентилятор

Советские автомобили были лишены климат-контроля и кондиционера, но проблема летней жары была весьма актуальной. Поэтому небольшой вентилятор считался очень полезным устройством в салоне.

9. Наклейки

Как и сейчас, во времена СССР машины, выезжающие за границу, маркировались специальными наклейками на заднем стекле. Это были черные буквы SU в белом овале. Очевидно, что автолюбитель, который побывал «за бугром», имел особый повод для гордости.

Почетные места на торпедах «Жигулей» и «Москвичей» нередко занимали переводные картинки с заморскими и отечественными красавицами.

10. Игрушки на фаркопе

Фаркоп, специальный крюк для крепления прицепа, сейчас встречается не так часто, как несколько десятилетий назад. Но водительская привычка украшать его детскими игрушками осталась. Особенно жутко смотрится голова пупса с закатившимися глазами и спутанными грязными волосами.

11. Брызговики

Сложно объяснить причину популярности брызговиков как элемента автотюнинга. Тем не менее, именно эта часть автомобиля постоянно украшалась советскими водителями. Сюда цепляли значки и катафоты.

12. Вещи на задней полке

Пока автомузыка еще не появилась в каждом автомобиле, задняя полка действительно использовалась для хранения вещей. Подушка и футбольный мяч могли пригодится в дальней дороге, а красная фуражка сотрудника МВД якобы спасала от штрафов.

13. Жидкость в фарах

Фары на советских машинах не были герметичными, поэтому запотевали и ржавели. Чтобы убрать водяной пар, в фару заливали тормозную жидкость. Она впитывала воду, и фара оставалась чистой и сухой.

14. Эмблемы автомобилей

Эмблемы советских автомобилей также стали элементом внешнего тюнинга. Хромированный элемент с передка «ушастого» «Запорожца» стал универсальным украшением как для легковушек, так и грузовиков и автобусов. А «чайка» с капота багажника ГАЗ-21 или эмблема УАЗ – идеальный вариант для любой легковушки.

Читайте также:  Как лучше хранить автомобильные шины

В годы СССР у водителей часто не было возможности тюнинговать машину «по полной». Современным водтелям нужно знать о 7 улучшениях в автомобиле, за которые можно получить билет на штрафстоянку.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Зуд совершенства присущ технарям всех времен и народов. И в стране «железного занавеса», СССР, где, как известно, не было даже секса, тюнинг все-таки существовал. Причем в разных воплощениях.

Доводка (по-нынешнему – тюнинг) техники в стране жуткого дефицита автомобилей была распространена всегда – как минимум потому, что дефицит запчастей был не менее жутким. Люди вынужденно «химичили» и мастерили, чтобы поддерживать свои древние машины на ходу. Приспосабливали узлы от других моделей, убирали лишние детали, резали, кромсали. Никого не удивляли чудовищно задранные «четыреста первые» с мостами от «четыреста седьмых», монстроподобные «газики» с крыльями от ЗИЛов, не говоря уже о трофейных BMW с приваренным багажником от «двадцать первой» Волги и Победы с фонарями от «двадцать четверки». Но сегодня мы поговорим не о тюнинге поневоле, а о тюнинге от души. Он тоже был, даже в самые дремучие семидесятые, хотя сегодня у многих вызывает лишь снисходительную улыбку.

Помощь промышленности

Как таковые товары для автолюбителей (так в советские годы называли всех владельцев «легковушек») отечественная промышленность, конечно, производила, но полезных устройств, аксессуаров, дополнительных элементов декора и тем более прочих излишеств было откровенно мало. Редкий пример – разработанный в 1963-м году на Ставровском заводе автотракторного оборудования комплект омывателя лобового стекла для самостоятельной установки на машины, где его не было – то есть, на все, кроме Волги. Из широкодоступных фабричных деталей владельцам оставались разве что противотуманки. Особенно котировались «гэдээровские» (производства ГДР – Германской Демократической Республики) – блестящие, стильного вида. Правда, хромированными могли быть и наши фары, а кроме того, в пору, когда в стране работали все заводы, буквально «за бутылку» отхромировать можно было что угодно: корпуса фар, воздухоочистителей, клапанные крышки двигателей… И автолюбители часто это делали.

Что касается хрома – блестящие колесные колпаки всех мыслимых типов гуляли без разбора по всем устаревшим моделям, а также по грузовикам и «уазикам», от рождения обделенных хромом. Интересно, что на рубеже 1970-80-х в Союзе появилась мода ездить без колпаков – по-спортивному, как раллисты. В некоторых регионах ГАИ боролась с этим явлением, но к середине 1980-х от такого вида декора начали отказываться и автозаводы – ВАЗ, АЗЛК, «Ижмаш». С другой стороны, помнится, в 1970-1980-е в стране существовали лишь считанные модели нестандартных колесных колпаков – две-три похожих на мерседесовские той поры, и еще одна – с выпуклыми секторами-спицами серебристого цвета, закрывающими черный фон.

И если говорить о колесах, то, конечно же, можно было купить в магазине флипперы (2,60 – 3,00 руб.) – белые боковины для шин. Правда, подолгу ездили с ними лишь истинные эстеты, поскольку в суровых дорожных условиях СССР колеса с белыми резинками вдоль диска требовали особого ухода. К тому же качество было разным – некоторые флипперы желтели, другие чернели, впитывая в себя сажу из резины покрышек.

Естественно, в условиях, когда даже замена поворотников на аналогичные от родственной модели оговаривалась в ПДД, ни о каком внешнем дополнительном обвесе речь не шла. Максимум, что могло присутствовать на автомобилях – капроновые клипсы-накладки на торцы дверей с цветными катафотиками, призванные защищать краску от повреждений на парковке.

Сделай сам

Если продолжить тему колес на предмет самодеятельного тюнинга, мы можем выйти на самых безбашенных советских тюнеров – тех, кто делал колеса-«разварки». Так называли расширенные колесные диски, сваренные из двух обычных – другого способа получить мало-мальски нестандартные колеса тогда не было. Впрочем, широкой резины (да и неширокой тоже) также не было, поэтому на разварки натягивали стандартные шины. В поворотах на скорости их протектор выгибался дугой, и машина теряла управляемость – красота порой собирала свой урожай ничем не оправданных жертв…

На этом фоне совершенно безобидно выглядели упражнения неспокойных автолюбителей с брызговиками. Их расцвечивали на свой лад, оковывали нержавейкой, подвешивали на цепочки, украшали катафотами и оленями, увеличивали до невероятных размеров, вырезая из подъездных ковриков. Дизайнеры Sparco, наверное, до сих пор плохо спят по ночам… Брызговики полагались каждому автомобилю согласно ПДД, их наличие проверялось при ежегодном техосмотре, поэтому придраться даже к самым вычурным конструкциям не мог ни один гаишник.

Читайте также:  Как покрасить авто в домашних условиях

Хрестоматийным примером советского тюнинга стали рукоятки рычага переключения передач. Могу подтвердить многочисленные изыскания на эту тему коллег-журналистов личным опытом. Пару лет назад, восстанавливая оригинальность любимой «копейки», я задумал вернуть на место вышеупомянутый штатный «набалдашник». За три дня поисков по разборкам, авторынкам и блошиным рядам я увидел десятки образцов самого разного «рукояточного» тюнинга – от откровенно лагерных изделий из плексигласа с цветными розами до фабричных образцов с хромированными микромодельками под стеклом. И только один родной тольяттинский шарик – который и купил, невзирая на посредственное состояние.

Вплоть о середины 1980-х в моде была такая, в общем-то, полезная «опция», как оплетки руля. Подсознательно понимая, что толстый обод руля удобнее стандартного тонкого, водители СССР едва ли не поголовно одевали свои баранки в плетеные чехлы. Ошибочно думать, что для этого требовался тонкий изолированный провод и умелые руки – отнюдь, в магазинах продавались готовые чехлы, которые нужно было лишь «зашнуровать» по инструкции. Чуть позже плетеных появились «кожаные» чехлы на кнопках – тоже заводские, но более эстетичные. Куда реже в брежневские времена можно было встретить меховые рули, не говоря о сиденьях – и организовать, и оплатить такой тюнинг мог уже не каждый. Да не каждый и хотел.

Прямое заимствование

За скудностью других вариантов достаточно распространенным был еще один вид тюнинга – установка на автомобиль декоративных деталей от других моделей. И речь не только о вышеупомянутых колесных колпаках. Настоящим шиком было иметь на багажнике «чайку» от 21-й Волги. Но достать такую «птицу» было непросто всегда, поэтому большинству приходилось довольствоваться деталью похожего назначения от ВАЗ-2102. Кстати, на Жигулях, где крышку багажника приходится придерживать за кнопку или вставленный в нее ключ, эта блестящая «двоечная» лапка в самом деле полезна.

«Чайка» от Волги на багажнике

Чего не скажешь, например, о светомаскировочных насадках армейского образца, которые надевали на свои фары некоторые оригиналы. Не стеснялись и заимствования другого военного аксессуара – многозвенной складной антенны от командирских «Газиков», длины которой хватало от переднего крыла до заднего бампера.

Едва ли не пределом интерьерного шика была установка под торпедо простых моделей ВАЗов или Москвичей «бороды» от «шестерки» или «семерки». В нее можно было установить кучу модного допоборудования: магнитолу, термометр, какую-нибудь лампочку…

А кто-то просто лепил на свой Москвич или «горбатый» жигулевские «хромулины». Особенно распространен был вариант с нижними молдингами «копейки» – многие владельцы ВАЗов снимали их со своих новых машин, опасаясь коррозии порогов, и эти детали несложно было купить с рук. А как любили все хромированную «стрелу» с передка ЗАЗ-968! Она отлично подходила и на радиатор Волги, и на капот Газона, в общем, хром – он и в СССР хром, и несмотря на происхождение, мог украсить собой что угодно. А еще, чтобы не отстать от моды, в конце 1970-х можно было просто положить на заднюю полку седана красивый футбольный мяч – конечно же, кожаный, других тогда просто не делали.

Скромный, но радующий

Собственно, вот таким в общих чертах он и был – массовый советский тюнинг. Бесхитростный, наивный, доступный в принципе всем желающим. И что интересно – в итоге желающие эти были не менее счастливы, нежели теперешние обладатели «Мерсов» и «Поршей» с шильдиками AMG или, скажем, Gemballa… Но это уже тема совсем другого разговора.







  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Ретро тюнинг советских авто [Soviet Retro Cars] запись закреплена
Ретро тюнинг советских авто [Soviet Retro Cars] запись закреплена
Ретро тюнинг советских авто [Soviet Retro Cars] запись закреплена
Ретро тюнинг советских авто [Soviet Retro Cars] запись закреплена

Как АвтоВАЗ пытался сделать электронную панель приборов

В первой половине восьмидесятых годов возникла мода на электронные панели приборов автомобилей. Их ставили и на люксовые модели, и — за доплату — на некоторые массовые машины. Попытку освоить новомодную технологию предприняли и на ВАЗе.
Показать полностью…
Только-только стартовало серийное производство модели ВАЗ-2108 «Спутник», а житомирский завод «Электроизмеритель» уже отправил в Тольятти первую товарную партию электронных комбинаций приборов КЭП-43.501. Их планировали ставить на «девятки» в улучшенных комплектациях, чтобы повысить привлекательность машин на экспортных рынках.

Читайте также:  При какой температуре встает лед на реке

Разработкой «приборки» занимались инженеры АвтоВАЗа, специализированных предприятий Советского Союза и болгарские электронщики. Работа с новейшими на тот момент технологиями была непростой: пришлось решать проблемы с точностью измерительных датчиков, надёжностью компонентов, производством вакуумно-люминесцентных индикаторов.
Выпуск электронных панелей приборов поручили уже упоминавшемуся житомирскому предприятию «Электроизмеритель» и заводу «Автоприбор» из Владимира. Правда, владимирцы, в отличие от коллег, так и не продвинулись дальше опытных экземпляров.

Что же из себя представляла панель КЭП-43.501? Это — щиток приборов стандартного размера с несколькими вакуумно-люминесцентными индикаторами, показывавшими скорость, температуру охлаждающей жидкости, уровень топлива в баке и обороты двигателя. Одометр был обычным, механическим.
Также «приборку» украшали диоды, сигнализирующие о непристёгнутых ремнях безопасности, включённом стояночном тормозе, недостаточном уровне омывающей жидкости, износе колодок передних тормозов и так далее.

Как это часто случалось, новая технология так и не нашла применения на серийных машинах. Электронные приборные панели из партии, выпущенной житомирским предприятием, до сих пор появляются в продаже на вторичном рынке: за комплектный щиток просят 10–20 тысяч рублей в зависимости от состояния.

Ретро тюнинг советских авто [Soviet Retro Cars] запись закреплена

ВАЗ 1121 – машина, которая должна была сменить «Оку» в 2006 году

ВАЗ 1111 или просто «Ока», выпускалась на разных заводах от Тольятти до Серпухова с 1987 года, и к середине 2000-х безнадёжно устарела. Руководство АвтоВАЗа понимало, что машину пора отправлять в музей и снимать её с производства.
Показать полностью…

Однако они не хотели терять сегмент городских малолитражек, который тогда уже отчаянно стали забирать себе узбеки со своим Daewoo Matiz. Корейские Hyundai Getz и Kia Picanto не рассматривались, как конкуренты нашей «Оки», потому что стоили гораздо дороже.

Первый макет второго поколения знаменитой «бешеной табуретки» был представлен ещё в 1998 году. Но это был даже не прототип, а именно выставочный макет в стиле биодизайна. Ему присвоили индекс ВАЗ-1901, но в «железе» делать не собирались, и стали проектировать более реальный автомобиль.

Ходовой образец «Оки-2» показали публике на столичном автосалоне в 2003 году. По своему внешнему дизайну, эта машина была уже гораздо ближе к серийной модели, которая могла пойти в производство. Трёхдверный хэтчбек получил индекс – ВАЗ-1121.

Чем этот автомобиль был лучше первой «Оки»?

Да практически всем. Он реально отвечал стандартам своего времени. Вместо биодизайна, конструкторы построили машину в стиле популярного тогда технодизайна. Кстати, базой для модели послужила старая добрая «восьмёрка», то есть ВАЗ 2108.

В движение машину приводил отечественный двигатель ВАЗ 2111 с четырьмя цилиндрами, но предполагалась и совсем дешевая версия с двухцилиндровым мотором.

Радовала и комплектация. Представленный на стенде автомобиль был в люксовом исполнении. Она включала в себя электростеклоподъёмники, противотуманные фары, электропривод наружных зеркал и блокировку замков дверей, так же с приставкой «электро».

Машинка получилась следующих размеров: 3450х1540х1450 мм (Д/Ш/В). Да, в плане техники, вторая «Ока» получила многое от «восьмёрки», но кузов и салон полностью оригинальны. Правда, кроме сидений, но им приделали другие подголовники. И приборная панель была своя.

Этот автомобиль стал одним из первых, над которым поработали маркетологи ВАЗа. Поскольку основная целевая аудитория малолитражек – женщины и молодёжь, машину собирались выпускать с «весёлыми» вариантам отделки салона, а сама база, предлагала широкие возможности для всякого рода тюнинга.

Почему она не дошла до конвейера?

Дошла. Даже успели собрать 10 первых автомобилей. Их отправили на ходовые испытания, которые проходили с 2005 по 2007 год. Есть даже сведения, что ВАЗовцы успели провести фронтальный краш-тест (и он не провалился), но фотографий нет.

Изначально, новую «Оку» хотели выпускать вместо «классики», и собирать аж по 100 000 машин в год. Но оказалось, что нитку конвейера надо переделывать, а денег у завода не было.

Тогда за выпуск малолитражки снова хотели взяться КамАЗ и СеАЗ, но ничего не получилось. Даже Юрий Лужков включился в этот вопрос и предлагал собирать модель на простаивающем заводе АМО ЗИЛ, но и эти попытки потерпели фиаско.

Прошу поделиться этой записью с друзьями:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector