Можно ли ожидать подвоха от тормозных жидкостей? Мы подвергли всесторонним испытаниям 14 образцов, а заодно ответили на часто задаваемые вопросы о «тормозухе».

Brake.49

Современные конструкторы постепенно уменьшают размеры тормозных механизмов, а тормозят быстрые автомобили довольно лихо… После двух-трех лет эксплуатации температура кипения тормозной жидкости снижается примерно до 150–170 °C. Что будет, если «тормозуха» вздумает закипеть, всем понятно: неизбежно появление воздушных пробок и, как следствие, отказ тормозной системы. Есть и другая страшилка: тормозные жидкости гигроскопичны и, набрав со временем избыточную влагу, в зимнее время резко увеличивают свою низкотемпературную вязкость. В общем, не до юмора.

Цель нашего теста — определение температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкостей для подтверждения соответствия классу DOT (требования Департамента транспорта США) или международному классу ISO, указанному на потребительской этикетке. Кроме того, мы проверили кинематическую вязкость при —40 °C: надо же понять, можно ли использовать эти жидкости зимой.

В ноябре 2014 года цена закупленных тормозных жидкостей составляла от 40 до 120 рублей за литр. Испытания проводили в лаборатории 25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России. Результаты сведены в таблицу, а также изложены в комментариях под иллюстрациями.

Большинство протестированных препаратов произведено в Дзержинске и Обнинске. Но это не говорит об «одной бочке»: тот же Дзержинск еще в советские времена был своего рода родиной автохимии, а потому неудивительно, что сегодня былые традиции поддерживаются различными фирмами. Что до Обнинска, то многие производители размещают там заказы на производство своих препаратов — примером является ЛУКОЙЛ. Отметим также, что отдельные производители автохимии не афишируют точный адрес производства, приводя вместо него юридический адрес.

109_1

109_2

109_3

В двоечники попали тормозные жидкости UNIX DOT 4, ПРОМПЭК DOT‑4, ХИМЛЮКС DOT-4 и RSQ PROFESSIONAL EURO DOT‑4. Их главный недостаток очевиден: при такой сумасшедшей низкотемпературной вязкости педаль в сильный мороз не продавить.

Жидкость FELIX DOT4 может закипеть раньше положенного. Тем же грешит RSQ PROFESSIONAL EURO DOT‑4. Роса 4 укладывается разве что в нормы DOT 3. А потому только половина испытанных «тормозух» может быть рекомендована к использованию.

Теперь о лучших. Оба препарата из тех, что заявлены под классом 6, подтвердили свой уровень — это SINTEC EURO DOT 4 (класс 6) и ROSDOT 6 (DOT 4, класс 6). Среди жидкостей с заявленным DOT 4 чуть лучше других оказались SINTEC SUPER DOT 4, ЛУКОЙЛ DOT 4 и Hi-Gear DOT4. Отметим, что оба препарата класса 6 можно смело использовать как замену жидкостям DOT 4. Поэтому логично признать их лучшими в нашей выборке.

Нормы, параметры, требования

В итоговой таблице приведены шесть нормативов. Первые три нормы — для тормозных жидкостей классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 по классификации Департамента транспорта США. Четвертая норма — для жидкостей класса 6 по международному стандарту ISO 4925. Данная классификация в американском стандарте FMVSS № 116 отсутствует и находится между классами DOT 4 и DOT 5.1. В России ее любят обозначать как DOT 4+ или DOT 6. Пятая и шестая нормы — это требования ТУ на тормозные жидкости РОСДОТ. Фактически они нужны только для проверки жидкостей РОСДОТ на соответствие своим ТУ.

Читайте также:  Помогает ли алмаг при переломах

111_2

Температура кипения характеризует продолжительность безопасной работы тормозной жидкости. В силу своих физико-химических особенностей она впитывает влагу извне, что снижает температуру кипения. Когда это снижение доходит до критической отметки, дальнейшая эксплуатация жидкости может стать опасной. Поэтому не- соответствие температуры кипения «сухой» жидкости не так страшно для безопасности движения, как температура кипения «увлажненной» (хотя эти два показателя чаще всего связаны между собой). Ведь за пару лет эксплуатации тормозная жидкость набирает в среднем 2–4% воды.

Показатель «кинематическая вязкость при —40 ºС» важен в первую очередь для стран с холодной зимой. Дело в том, что гидравлическая система автомобиля рассчитана на определенную вязкость жидкости. Вплоть до некоторого порогового значения вязкости водитель может без усилий или с усилием продавить педаль тормоза, тем самым заставляя тормозную систему выполнять свои функции, — но при бóльших значениях вязкости сделать это будет невозможно.

Взаимозаменяемы ли современные тормозные жидкости?

Производитель жидкости обычно указывает на этикетке, с какими иными жидкостями можно смешивать его продукт. Но беда в том, что потребитель, как правило, понятия не имеет, что залито в его бачок. Испытаний перемешанных жидкостей никто не проводил, поэтому рекомендовать такую операцию мы не можем. И уж подавно не стоит доливать в современную машину жидкости с низкими температурами кипения. В общем, полная замена жидкости всегда предпочтительнее и безопаснее.

Какую купить тормозную жидкость — DOT 4 или DOT 5.1?

Покупайте жидкость того типа, который рекомендован изготовителем автомобиля (к примеру, DOT 4). А при выборе конкретного бренда можно руководствоваться итогами наших исследований. Для справки: в Америке и Японии используют в основном DOT 3, а в Европе и у нас — DOT 4.

Может ли тормозная жидкость изменять цвет в процессе эксплуатации?

Да. Это следствие сильного нагрева и окисления, а также результат взаимодействия с резиновыми деталями тормозной системы. Кроме того, на цвет влияют продукты коррозии и износа.

Brembo сегодня – это настоящая транснациональная корпорация, которая работает на трех континентах, имеет 4 научно-исследовательские лаборатории, 19 производственных площадок, 22 офиса продаж, реализующих продукцию в более чем 70 странах мира. Штат сотрудников компании насчитывает свыше 7000 человек, из которых около 10% составляют инженеры и специалисты, занятые научно-исследовательской деятельностью. Действительно, на протяжении последних 50 лет в Brembo не прекращалась работа над проектированием и производством современных систем дискового тормоза для легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, на дороге и на треке. С момента основания компания сотрудничает с ведущими мировыми производителями автомобилей и самыми известными гоночными командами, традиционно предлагая накопленный опыт и технологические инновации вторичному рынку.

Читайте также:  Евроавто сервис расчет стоимости работ

Сегодня Brembo анонсирует технологию PVT PLUS, разработанную специально для рынка запасных частей. Это последнее технологическое достижение в вентилировании тормозных дисков, решение, которое в ближайшее время будет применяться также и для множества приложений оригинального оборудования.

Каждому типу транспортных средств соответствуют свои особенности системы торможения. Поэтому инженеры Brembo разработали индивидуальные решения, гарантирующие максимальную эффективность торможения для каждого ТС. Действительно, в новой технологии PVT PLUS заложены различные параметры для каждого конкретного диска. Это позволяет важнейшему элементу тормозной системы всегда работать в режиме оптимального теплообмена. Новая конфигурация столбиков вентиляции в форме «Латинского креста» значительно улучшает устойчивость к образованию трещин. Кроме того, улучшенный воздушный поток приводит к снижению рабочей температуры, что в свою очередь увеличивает срок службы тормозных колодок.

Brembo – как специалист в области тормозных систем – не ограничивается производством деталей. В линейке продукции концерна присутствует важный компонент, без которого современный автомобиль двигаться не способен. Это рабочее тело тормозной системы – тормозные жидкости.

Ассортимент тормозных жидкостей Brembo всегда гарантирует самые эффективные решения. Действительно, тормозная жидкость является компонентом, на качество которого потребители ТС часто просто не обращают внимание. А ведь это имеет первостепенное значение для эффективности всей системы торможения. Brembo рекомендует уделять повышенное внимание надежности тормозной жидкости. В противном случае велика вероятность ее закипания, вследствие высоких термических нагрузок, с образованием пузырьков пара. Если это произойдет, последствия могут быть печальными: тормозные усилия системы уйдут не на прижимание тормозных колодок к тормозному диску, а на сжатие пузырьков пара. В результате педаль тормоза перемещается к полу, без создания давления в контуре и, следовательно, без достижения какого-либо эффекта торможения.

Поэтому важно осуществлять замену тормозной жидкости с периодичностью, рекомендованной производителем, иначе со временем вода, попавшая в тормозной контур, вызовет резкое понижение температуры кипения. Линейка тормозной жидкости Brembo Premium удовлетворяет и даже превосходит стандарты, предъявляемые к тормозным жидкостям классов 4, 5.1 и 6, и всегда гарантирует безопасное торможение.

Опираясь на 40-летний опыт в различных гонках, Brembo предлагает для рынка запасных частей ассортимент тормозных жидкостей для различных тормозных систем. Инженеры компании тщательно подобрали лучшую рецептуру смесей, чтобы гарантировать для любой системы полную эффективность торможения. Эти продукты позволяют обеспечить стабильные параметры работы системы, обеспечивая защиту от возникновения паровых пробок и абсолютную эффективность торможения даже при низких температурах.

Благодаря отличной устойчивости к коррозии и окислению тормозные жидкости Brembo сохраняют высокие химические и физические характеристики на всем протяжении гарантированного срока эксплуа­тации. При этом защищают и сохраняют полную целостность всех компонентов тормозной системы, независимо от того, изготовлены ли они из резины или эластомеров, из металла и сплавов.

Читайте также:  Дорожные знаки и их обозначение 2018 россия

В заключение рассмотрим параметры тормозных жидкостей подробнее. BREMBO PREMIUM DOT 4 имеет очень высокую точку кипения, а вязкость даже ниже, чем рекомендовано нормативными стандартами. Она подходит также для транспортных средств, оснащенных АBS.

BREMBO PREMIUM DOT 4 LV (Low Viscosity). Низкая вязкость DOT 4 LV, гарантируя немедленную реакцию со стороны ESP, делает эту жидкость лучшим и наиболее рекомендуемым выбором для современных автомобилей, оснащенных электронными системами контроля торможения и устойчивости (ABS, ESP, ACR, TCS…).

BREMBO PREMIUM DOT 5.1. Это продукт с превосходными характеристиками в плане вязкости и по устойчивости при высоких температурах. Рекомендуется для высокопроизводительных автомобилей, в том числе моделей, оснащенных ABS.

Сорокалетний опыт Brembo в мире гонок и лидерство в сегменте еще раз подтверждаются новым предложением – тормозной жидкостью Brembo Premium. Каждый тип жидкости из этой линейки обладает такими техническими характеристиками, как высокая точка кипения и низкая вязкость.

Ассортимент тормозной жидкости Brembo Premium делится на Три решения для удовлетворения потребностей всех автомобилей.

Тормозная жидкость Brembo Premium DOT 4: подходит для всех автомобилей с АБС. По сравнению с действующим нормативным стандартом она имеет более высокую точку кипения и более низкую вязкость.

Тормозная жидкость Brembo Premium DOT 4 LV: рекомендуется для автомобилей с электронными системами контроля торможения и устойчивости последнего поколения (ABS, ESP, ASR, TCS, EBD и т.д.), она имеет очень низкую вязкость.

Тормозная жидкость Brembo Premium DOT 5.1: продукт с превосходными характеристиками, благодаря его устойчивости к высоким температурам и значению вязкости, рекомендуется для транспортных средств с высокой производительностью.

Диски, суппорты, колодки и главные цилиндры четыре важнейшие точки каждой тормозной системы. Однако они рискуют стать бесполезными без «кровеносной» системы: речь идет, конечно, о тормозной жидкости.

Обычно мы просто проверяем жидкость и пополняем только тогда, когда ее уровень ниже минимального значения. Эта операция не предотвращает риска образования паровой пробки, появляющейся из-за пузырьков пара во время кипения тормозной жидкости. Такая проблема возникает в тормозной жидкости, которая в результате пористости трубок тормозной системы поглощает влагу в течение длительного времени, снижая тем самым температуру кипения.

При паровой пробке педаль опускается низко в пол, поскольку, вместо создания давления в гидравлическом контуре, пузырьки пара сжимаются – у автомобилистов это называется «ватная» педаль – и в результате торможение становится менее эффективным. Чтобы избежать этого, важно менять тормозную жидкость с периодичностью, рекомендованной производителем транспортного средства.

Однако не все тормозные жидкости имеют одинаковые свойства. В линейку тормозной жидкости Premium входят не просто продукты, соответствующие нормативным стандартам, Brembo вводит концептуально новые понятия. Потому что идеи, как и жидкости в тормозных системах, должны передвигаться свободно!

Прошу поделиться этой записью с друзьями:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector