[четвертая редакция документа]

Оглавление

  • Вместо предисловия
  • Введение
  • Часть I. Основная электрическая система [не завершено]
  • Часть II. Дополнительные электрические системы [не завершено]
  • Приложение A. Блок реле и предохранителей основной электрической системы
  • Приложение B. Схемы основной электрической системы [не завершено]
  • Сайты
  • Литература

Вместо предисловия

После публикации первой редакции данной статьи, я однажды увидел на УАЗБУКЕ в рубрике "Из писем в редакцию" сообщение следующего содержания: "Добрый День, Дорогие "Кувалда"! Посмотрели на сайте "Электрика УАЗ от Кувалды" – Часть -1". Не совсем поняли цель Вашего проекта. Если можно, то поясните её – цель! С Уважением, Тимофеев Владимир, КБ Электроники ОАО УАЗ".

Изначально статья планировалась как техническая, чтобы по ней в будущем легко было повторить все то, что было сделано, описать максимальное число вариаций и возможных подводных камней, для тех, кто задумается над тем же вопросом. Поэтому причинам и целям было уделено минимум внимания. Это вынудило меня разбить статью на отдельные кусочки и заново переписать введение, уделив особое внимание стратегическим вопросам. Надеюсь, чтение его вам не будет в тягость и Вы получите большее представление о предыстории самой проблемы.

Кстати, я понимаю, почему на заводе заинтересовались этим проектом.

Во-первых, всем известно, что "маркетинг" (именно в кавычках) завода стремиться сделать из козлика городской (лирические комментарии гусаров опустим) внедорожник. Правда путь выбрали "оригинальный" – движок с трансмиссией под максималку в 165 км/ч, да дешевый пластик по кругу, который по всей видимости призван облегчить машине с аэродинамикой кирпича преодоление сверхзвукового барьера, плюс "двойное" уплотнение дверей, вероятно призванное для защиты наших слуховых органов от сверхзвукового свиста в щелях. Кстати, забыли добавить тормозной парашют и раскладные крылья стабилизатора. В общем отобрали у хорошего автомобиля все его плюсы, а что бы минусов не показалось слишком мало за поднятую в 2 раза цену, добавили еще немного. К сожалению, сделать из отличного вездехода престижный автомобиль, удалось пока только создателям G-Classe, Wrangler и Hummer H2. "Маркетологам" завода я бы порекомендовал обратить хотя бы внешнее внимание на разницу между Гелендом и Вульфом, H1 и H2. Подсказываю – гражданские версии попроще, поблестящее, покомфортнее и стоят в 2 раза дешевле своих крутых собратьев! При чем обе версии выпускаются одновременно и даже не конкурируют друг с другом. А теперь подумайте, зачем снимать с производства простого козлика и военные мосты, и с чего это гражданская версия стала в 2 раза дороже. Вы же постоянно пеняете на мировой опыт, так вот и мы вам тем же и по тому же месту. Единственное оправдание снятию с производства военных мостов – это их замена на мосты с внешним зацеплением.

Во-вторых, как вы узнаете из статьи в дальнейшем, за основу моей схемы взята схема и жгуты ВАЗ-2110. А ведь именно вазовцы создавали дизайн 60й серии козликов. И как позже я узнал, электрика, правда в слегка измененном виде, перекочевала оттуда же вместе с линиями кузова. А вот конструкторы "обновленного" козлика, в погоне за "скоростными" характеристиками, забыли про интерьер салона. Он остался практически нетронутым от бывшего "люкса". А разве не удобный, приятный, современный салон отличает городской автомобиль от утилитарного с его железной торпедой и стильными грузовыми приборчиками? А тут еще я со своими проектами с электрикой от ВАЗ-2110. пользователь продукции завода, так сказать. А ведь установить туже электрику 60й серии на "обновленного" козлика – дело элементарное. Только приборку не надо у чужого дяди ВАЗа брать. нет там многого того, что нужно для внедорожника. Того же показометра давления масла и лампочки перегрева двигателя – это я про десятую модель, а семерочная (она же газелевская) так вообще убогая и несовременная. Вспомните родню – двоюродных братьев от деда ГАЗа – тридцать первую Волгу!

В общем, цели подробнее будут описаны ниже, а причина. причина, в принципе, описана выше – если политика завода расходится с ожиданиями пользователей, пользователи начинают действовать своими силами.

Небольшое отступление: дизайн козлика мне очень нравится, но ведь сколько раз просили завод об опускных стеклах? А щели с палец убрать? А красить получше? Что же. экстерьер действительно "обновленного" козлика уже в рабочем проекте. у меня нет возможностей штамповать железо, так что опять придется воспользоваться готовыми конструкциями, но постараюсь максимально сохранить и по возможности усовершенствовать дизайн классического козлика.

А теперь вернемся к электрике. Итак.

Введение

Опуская лирические моменты о любви к "козлику", сразу перейду к делу. Как бы там не было, рано или поздно, в силу закона "ни вечности ничего", электрические контакты прогнивают, изоляция проводов выцветает и рассыпается, появляются большое число глюков, "времянки", мотки изоленты, торчащие бесхозные "концы" и т.д. И, в конце концов, настает момент, когда терпение заканчивается, появляется немного свободного времени, и встают извечные – "Так жить нельзя!" и "Что делать?".

Читайте также:  6363 8101010 Электродвигатель отопителя кабины

Ответа на последний вопрос всего три:

  1. Забить, и оставить как есть.
  2. Заменить проводку на новую штатную.
  3. Сделать новую проводку по новой схеме.

Первый вариант нам не годиться.

Второй – это выход. Но постоянные участники конференции УАЗ на АВТО.РУ, осведомлены о вопросах частой несовместимости той штатной проводки, что у вас на машине, с той, что можно купить в магазине и к тому же еще и с той, которая нарисована на схеме в "камасутре". Можно конечно накупить проводов и просто связать в жгут, но это более трудоемко, а про схему можно вообще забыть, если не зарисовать и записать цвета проводов. Да и не по-уазоводчески это. плюс мы сами частенько вносим дополнения и изменения в штатную проводку – тахометры, "люстры", дополнительные печки, музыка, сигналка и т.д. Да потом стоит ли отказываться от представившейся возможности небольшого апгрейда любимого автомобиля?

Третий вариант – самый трудоемкий. Но он позволяет получить наибольшее моральное удовлетворение. Но главное – новая электрика будет приспособлена именно к тем условиям, в которых вы эксплуатируете своего любимца.

Тут возникает два основных варианта:

  1. БТРТ – Боевой Трофийный или Рейдовый Танк.
  2. НУТСМ – Неубиваемый Универсальный Транспортер Современного Мужчины.

Первый вариант я не буду расписывать подробно, поскольку моя машина принадлежит ко второй категории и на практике я этот вариант не прорабатывал. Скажу только одно – по моему скромному мнению, штатная электрика чрезмерно сложна для этого случая. Можно все сделать намного проще и надежнее. Но этому требуется посвятить отдельную статью. Интересующимся могу порекомендовать обратиться к MANGO, он же Натей Голенко, или к ЧИФу, хотя вариант электрики от ЧИФа будет посложнее и он ближе ко второму случаю.

Второй вариант призван обеспечит больший комфорт, удобство, функциональность и дизайн. Это и есть те цели, которые преследует проект, описанный в данной статье. При этом выдвигаются требования к достаточной надежности и легкости в ремонте. Для того, что бы упростить задачу и обеспечить ремонтопригодность, естественно будем использовать доступные промышленные компоненты.

Другими словами, цель переделки – доведение электрики УАЗа до более-менее современного уровня, обеспечение надежности, простоты обслуживания и ремонта, удобства эксплуатации, добавление новых возможностей, например тахометра, маршрутного компьютера, бортовой системы контроля и так далее. Основные требования к системе электрики были сформулированы следующим образом:

  1. Повторяемость процесса изготовления системы в гаражных условиях;
  2. Максимальное использование готовых и доступных промышленных деталей и узлов без переделок и изменений;
  3. Все переделки, которых невозможно или бессмысленно избегать должны быть минимальными;
  4. Схема должна состоять из основной системы, обеспечивающей необходимую для эксплуатации автомобиля возможности, и необязательных вспомогательных или расширенных систем. Эти системы должна быть максимально логически и физически разделены;
  5. Должна быть предусмотрена защита всех цепей отдельными предохранителями и разгрузочными реле, размещенными в одном или нескольких блоках, отдельных для каждой системы;
  6. Обеспечение максимально возможного контроля систем автомобиля;
  7. Возможность внесения изменений и расширения;
  8. Обеспечение эргономичности и безопасности в эксплуатации;
  9. Красивый и эргономичный дизайн панели приборов и торпеды.

Имея опыт общения с разными моделями автомобилей, изучение литературы по устройству, ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, я выработал определенную концепцию построения новой электрики автомобиля, а так же подобрал соответствующую элементную базу.

Дальнейшие подробности смотрите по ссылкам в Оглавлении.

Выкладываю фото как на сегодняшний момент выглядит электрика.
На нее ушло 3 полных дня и на сегодняшний момент она закончена на 70%. Заднюю часть проводки не трогал, частично заменена подкапотка и на 90% под приборкой. В последний день работ заканчивал электрику в районе 12 ночи, поэтому было уже не до укладки гофры, в нее уложено где-то 50 процентов проводов.

В дальнейшем планирую перенести блок реле в другое место и, возможно, добавить еще один волговский блок предохранителей на сторонние потребители.

Расположение блока предохранителей

На фото видно блок реле, убранный в коробку. Сейчас хочу убрать его оттуда…

Провода просто подвязаны в пучек стяжкой, времени убирать в жгут пока нет.

Разводка к подрулевым и замку

Основной входной блок на 90,60,40,40 ампер

УАЗ 3962 1996, двигатель бензиновый 2.5 л., 76 л. с., полный привод, механическая коробка передач — электроника

Машины в продаже

УАЗ Пикап, 2016

УАЗ Патриот, 2012

УАЗ Патриот, 2012

УАЗ Пикап, 2016

Смотрите также

Комментарии 55

Да нет, если разобраться и все заранее подготовить, то нормально. Главное понять чего хотеть и все это нарисовать…

Я этим делом несколько лет занимаюсь. Ненавижу себя, проводку и машины. Каждый раз думаю, что вот оно — близко к искомой простоте, но фига там — находится следующее решение.

И, наоборот, думаешь вылизал проводку, делаешь очередную машину и вся концепция разрушается на какой-то мелочи. Усложнения нарастают как снежный ком.

Короче, не в обиду, то, что у вас вышло — оно хорошо, оно вам нравится, но для промышленного уровня надо сделать хотя-бы десяток машин, каждый раз улучшая проводку.

Ну и в конце понять, что все усилия были тщетными. Универсальное решение постоянно подвергается неожиданным испытаниям и где ни будь, да уступает.

В общем, давайте я выложу на драйве три — четыре примера реализации проводки. И тогда уже вы мне скажите: "Какой у вас, сударь, бардак в проводах". Попробую начать в воскресенье вечером или в понедельник.

Читайте также:  Как узнать год машины по стеклам

Не существует какой-либо идеальной проводки в принципе… И эта очень далека от идеала, она один из первых набросков, но рабочих. На машине она уже 4 года без нареканий.
Я здесь выложил не для того чтобы показать что она хорошая, а для того чтобы любой кто захочет сам заняться электрикой в своей машине мог по этим схемам хоть как-то разобраться, они есть у меня в векторе — очень удобно переработать мой вариант "под себя", по сути это "основа". Да и когда сам этим начал заниматься то не нашел ни одной хоть более-менее наглядной схемы.
Промышленный уровень мне вообще не нужен, не для этого все… Я давно понял одно — каждая машина, даже серийная, уникальна и требует соответствующего подхода, но машины это мое хобби.

Да, идеального не может быть, но это вовсе не значит, что к нему не надо стремиться. Отказ от идеального — путь в деградацию.

Относительно уникальности каждой машины — постоянно это опровергаю. Нет, уникален только бардак.

Посмотрел и ничего нового для себя не нашел, это все у меня уже было, проходил и без зазрения совести выкинул… В вашем случае проводка почти повторяет стоковую с упрощением некоторых элементов.
Дело в том что у нас были изначально разные цели:
— у вас создать максимально простую и надежную систему с минимумом элементов, т.е максимально доработать оригинал.
— у меня другие цели изначально, мне надоел сток и я всеми путями уходил от него. Мне могут говорить все что угодно, но я на своей и не только шкуре понял что родная УАЗовская проводка в любом ее исполнении редкостная дрянь. Объяснять свою позицию не буду — поймут только УАЗоводы.

По поводу уникальности, попробуйте применить ваш вариант проводки к моему набору потребителей и элементов…
PS. я больше 10 лет с УАЗами работаю, многое видел. И повторюсь еще раз — у нас разные цели: у вас это заработок, у меня хобби и, если хотите, болезнь.

Это точно — для меня это работа. Заработок тут условен. Каждый раз знаю, что проектированием я заработаю больше, а с проводкой от души хапну суеты (ночь "последнего болта" сегодня свойственна даже самым основательным командам). Но ничего не могу с собой поделать.

Однако вы рано вынесли мне приговор. Я то на вашей стороне. Вам надо много допов — я двумя руками "за". Просто сразу объясняю, что сперва "базовые функции", а затем "допы".

Это мягко говоря, в спорте сперва — двигатель, потом — приборы, затем — кузов и только в конце допы.

Но УАЗ — это отдельная форма заболевания мозга, и да — большинство начинает с допов и твёрдо уверено в том, что им необходимо под это нечто уникальное.

Да, чуть позже я выложу схемы и примеры реализации на много предохранителей и много реле — как любят уазоводы. Как все ваши "10 лет" и мои "30 лет" было принято делать.

Я думаю мы говорим об одном и том же, просто вам ввиду постоянного ковыряния в этом говне (по-другому назвать язык не поворачивается, не сочтите за грубость) все уже надоело, но надо… А мне это в удовольствие, поскольку делаю для себя и мне это нравится, хотя признаюсь — на третий день работ эта проводка меня таки вымотала…
Немного поясню про "допы". Мне нужно было только удобство эксплуатации и хоть какой-то комфорт. Если из основного: переключать свет ногой это мягко говоря извращение, тянуться к дворникам фиг знает куда и не иметь режима паузы это не удобно… Согласитесь немного, но именно это потребовало столь кардинального изменения схемы, да я думаю вам и так все понятно…
Вроде лишнего-то ничего нет…

Да, и этот вариант (с нормальными подрулевыми) тоже есть у меня в запаснике — чуть позже выложу. Его тоже можно делать без видимых проводов.

Интересно взглянуть, поскольку сейчас я на стадии переработки электрики. Буду ставить еще одну ГАЗелевскую колонку на 13 штук и увеличивать число разгрузочных реле. Сейчас за время эксплуатации понял что расположение предохранителей не очень удачное — буду переносить.

Все хорошо но есть один минус, нужно бы все провода в гофру засунуть, и смотрится лучше и не люблю когда сопли висят.

Это было 3 года назад — сейчас часть уже в гофре, оставшаяся часть стянута просто стяжками т.к. такой большой гофры не нашел. Но это не столь важно, т.к. сейчас потихоньку готовлю обновление по своей электрике — предохранителей уже не хватает и надо реле добавить, ну и планирую перенести блок над печкой…

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Не будет преувеличением назвать легендарную модель «452» родоначальницей целого семейства многоцелевых грузопассажирских автомобилей под брендом УАЗ. Это действительно так, и знатоки хорошо осведомлены, что схема электропроводки УАЗ 3962, узлы и трансмиссии модели 3904, а также других модификаций унифицированы с «452».

Читайте также:  Как поменять лампочку на ладе калине

Подобным путем развиваются все мировые производители легковых и грузопассажирских автомобилей:

  1. Удачная конструкция служит основой для целого семейства автомобилей;
  2. Постоянная доработка и модернизация позволяет обновить модельный ряд;
  3. Унификация деталей и узлов снижает расходы на создание новых автомобилей.

Справочно: Когда в общении между собой автовладельцы упоминают «гражданскую» версию того или иного узла УАЗа, то это соответствует действительности. Изначально «452» создавался по заказу Министерства обороны как транспортное средство, сопровождающее танковые колонны на марше. А для применения на дорогах общего пользования автомобиль подвергли модернизации.

Платформа для конвейерных моделей

Ставшая знаменитой «Буханка», благодаря своему цельнометаллическому кузову модель «452» послужила платформой для создания целой линейки транспортных средств:

  1. УАЗ 2206 – микроавтобус, рассчитанный на 11 человек;
  2. УАЗ 3962 – автомобиль для службы скорой медицинской помощи;
  3. УАЗ 396255 – гражданская модификация санитарного авто для нужд сельской местности;
  4. УАЗ 39099 – продвигается под именем «Фермер». Рассчитан на 6 пассажиров и 450 кг груза;
  5. УАЗ 3741 – автомобиль-фургон для перевозки 2 пассажиров и 850 кг груза;
  6. УАЗ 3303 – бортовой автомобиль с кузовом открытого типа;
  7. УАЗ 3904 – грузопассажирская версия, совмещающая удобства цельнометаллического кузова для пассажиров и открытого кузова для грузов.

Справочно: во всех модификациях за основу взята электропроводка УАЗ 2206, у которой под каждую модель изъяты незадействованные компоненты, выполняющие определенные функции в салоне авто.

Особенности модификации с мультифункциональным управлением

Вариации с кузовом автомобиля не слишком сильно влияли на его техническую комплектацию. А вот когда изменения коснулись органов управления, то модернизации подверглись:

  1. Внутрисалонная проводка на УАЗ;
  2. Подрулевой узел управления поворотами и наружным освещением;
  3. Блок управления работой электрических стеклоочистителей на панели приборов.

Причина модернизации

Справочно: согласно общеевропейских требований по безопасности, при активации световых и звуковых приборов во время движения, водитель транспортного средства не должен снимать руки с рулевого колеса. По этому принципу строится схема проводки ВАЗ 2112 и других моделей Тольяттинского автозавода.

На автомобилях семейства УАЗ блок управления стеклоочистителями лобового стекла располагался на панели приборов. А поскольку это не соответствовало требованиям безопасности, то на всех последующих модификациях:

  1. его заменили на более современный многофункциональный блок, расположенный непосредственно на рулевом колесе;
  2. стали устанавливать новую панель приборов.

Самостоятельная модернизация

Автомобили новых выпусков уже в базе имеют многофункциональный блок управления. А вот владельцы ранних выпусков могут своими руками переоборудовать автомобиль под современные требования безопасности.

Для этого потребуется:

  1. Оригинальная проводка УАЗ 2206 – как наиболее подходящая для самостоятельной переделки;
  2. Заводская схема-инструкция , позволяющая правильно осуществить подключение подрулевых переключателей к штатной схеме;
  3. Желание сделать качественный монтаж .

Совет: цена вопроса самостоятельной переделки невысока, поэтому не стоит ею пренебрегать при эксплуатации автомобилей УАЗ в динамичных дорожных условиях – на городских магистралях или дорогах общего пользования. Собственно говоря, и самостоятельная замена проводки УАЗ на старых моделях также позволит исключить ее отказы в работе.

Алгоритм работы будет следующим:

  1. Отключаем аккумуляторную батарею;
  2. Извлекаем из панели приборов блок управления;
  3. Отсоединяем провода, сверяясь с их соответствием заводской схеме на рис. 1;
  4. Снимаем штатные переключатели с колонки рулевого колеса.

Для переделки потребуется приобрести несколько новых деталей:

  1. Блок многофункциональных подрулевых переключателей от модели УАЗ 390995;
  2. Реле для цепи стеклоочистителя (лучше всех подойдет от модели ВАЗ, как и проводка 2112, соединяющая реле и блок переключателей);
  3. Контактные колодки в количестве 3 штук (одна 8-ми контактная для бока подрулевых переключателей и две 6-ти контактные для реле и штатного переходника).

Совет: неплохим подспорьем для любой переделки электросхемы может послужить е видео на страницах нашего сайта, которыми делятся автовладельцы, самостоятельно обслуживающие свои автомобили.

Приступаем к установке:

  1. Заменяем штатный разъем на новый;
  2. Разрезаем провод 4х4 (на рис. 2 обозначен красным крестиком);
  3. Соединяем его концы на 31В и на S контакт реле стеклоочистителя;
  4. Соединяем с контактом 15 реле стеклоочистителя провод 5-2;
  5. Контакт J реле присоединяем ко 2-му контакту подрулевого переключателя;
  6. Подсоединяем на массу 13-контакт реле;
  7. Соединяем переходным кабелем новую контактную колодку;
  8. Подключаем ее к колодке, которая раньше подсоединялась со штатным переключателем на панели приборов;
  9. Замыкаем контакты электромотора омывателя лобового стекла на контакты 6 и 7 переключателя;
  10. На реле контакт 86 соединяем с контактом 6 подрулевого переключателя.

Автолюбители улучшили предложенную заводом-изготовителем схему переделки, внеся в нее некоторые изменения (на рис.3):

  1. Ввели в схему переменный резистор R=10К, благодаря которому величину паузы в прерывистом режиме работы стеклоочистителей можно плавно изменять от 4 с до 15 с;
  2. Подключение резистора сделать таким образом, чтобы отсчет режима работы начинался с момента остановки электродвигателя щеток.

Выводы: автомобили семейства УАЗ не только унитарные внедорожники многоцелевого назначения, но и простые в обслуживании транспортные средства. Практически любой автовладелец, вооруженный знаниями и цветными электросхемами способен не только восстановить отказавший узел, но и осуществить полезную модернизацию автомобиля и его отдельных элементов.

Прошу поделиться этой записью с друзьями:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector