Использование территорий, находящихся в зоне ЛЭП, регулируется новыми Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (Постановление Правительства РФ № 160 от 24.02.2009 в редакции от 17.05.2016 г.)

Введение таких правил обусловлено вредным воздействием электромагнитного поля на здоровье человека.

По информации Центра электромагнитной безопасности, в соответствии с результатами проведённых исследований, установлено, что у людей, проживающих вблизи линий электропередачи и трансформаторных подстанций, могут возникать изменения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, нейрогорморальной и эндокринной систем, нарушаться обменные процессы, иммунитет и воспроизводительная функции.

Поэтому, чем дальше от источников электромагнитного поля находится строение, тем лучше.

В то же время существуют такие зоны, где строительство категорически запрещено.

Земельные участки, расположенные в охранных зонах ЛЭП, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются.

Они могут быть использованы ими с учётом ограничений (обременений), предусмотренных вышеуказанными Правилами.

Установление охранных зон не влечёт запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах.

Ограничения (обременения) в обязательном порядке указываются в документах, удостоверяющих права собственников, владельцев или пользователей земельных участков (свидетельства, кадастровые паспорта).

Ограничения прав касаются возможности (точнее, невозможности) ведения капитального строительства объектов с длительным или постоянным пребыванием человека (домов, коттеджей, производственных и непроизводственных зданий и сооружений) в охранной зоне ЛЭП.

Для проведения необходимых уточнений при застройке участков с обременениями ЛЭП необходимо обратиться в электросетевую организацию.

Дальность распространения электромагнитного поля (и опасного магнитного поля) от ЛЭП напрямую зависит от её мощности.

Даже при беглом взгляде на висящие провода можно примерно установить класс напряжения ЛЭП.

Определяется это по числу проводов в связке, то есть не на опоре, а в фазе:

  • 4 провода – для ЛЭП 750 кВ
  • 3 провода – для ЛЭП 500 кВ
  • 2 провода – для ЛЭП 330 кВ
  • 1 провод – для ЛЭП ниже 330 кВ

Можно ориентировочно определить класс напряжения ЛЭП и по числу изоляторов в гирлянде:

  • 10-15 шт. – для ЛЭП 220 кВ
  • 6-8 шт. – для ЛЭП 110 кВ
  • 3-5 шт. – для ЛЭП 35кВ
  • 1 шт. – для ЛЭП ниже 10 кВ

Исходя из мощности ЛЭП, для защиты населения от действия электромагнитного поля установлены санитарно-защитные зоны для линий электропередачи (санитарные правила СниП № 2971-84 – «Защита населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты»).

Для воздушных высоковольтных линий электропередачи (ВЛ) устанавливаются санитарно-защитные зоны по обе стороны от проекции на землю крайних проводов.

Эти зоны определяют минимальные расстояния до ближайших жилых, производственных и непроизводственных зданий и сооружений:

  • 2 м – для ВЛ ниже 1кВ
  • 10 м – для ВЛ 1-20 кВ
  • 15 м – для ВЛ 35 кВ
  • 20 м – для ВЛ 110 кВ
  • 25 м – для ВЛ 150-220 кВ
  • 30 м – для ВЛ 330 кВ, 400 кВ, 500 кВ
  • 40 м – для ВЛ 750 кВ
  • 55 м – для ВЛ 1150 кВ
  • 100 м – для ВЛ через водоёмы (реки, каналы, озёра и др.).

Дословно из Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. №160 о порядоке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон:

1.Требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства

  • проектный номинальный класс напряжения до 1 кВ – 2 м

для линий с самонесущими или изолированными проводами, проложенных по стенам зданий, конструкциям и т.д., охранная зона определяется в соответствии с установленными нормативными правовыми актами минимальными допустимыми расстояниями от таких линий.

  • проектный номинальный класс напряжения 1-20 кВ – 10 м

(5 м – для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов).

  • проектный номинальный класс напряжения 35 кВ – 15 м.
  • проектный номинальный класс напряжения 110 кВ – 20 м.

Охранные зоны для ВЛ-6 (10) кВ и ВЛЗ-6 (10 кВ):

  • 10 м – воздушная линия, выполненная неизолированным проводником ВЛ-6 (10) кВ при любых условиях прохождения;
  • 5 м – воздушная линия, выполненная изолированным проводником ВЛЗ-6 (10) кВ (только в границах населённого пункта).

2. Установление охранных зон

Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства, исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее – сетевая организация).

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.

После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Примечание

  1. Не допускается прохождение ЛЭП по территориям стадионов, учебных и детских учреждений.
  2. Допускается для ЛЭП (ВЛ) до 20 кВ принимать расстояние от крайних проводов до границ приусадебных земельных участков, индивидуальных домов и коллективных садовых участков не менее 20 м.
  3. Прохождение ЛЭП (ВЛ) над зданиями и сооружениями, как правило, не допускается.
  4. Допускается прохождение ЛЭП (ВЛ) над производственными зданиями и сооружениями промышленных предприятий I-II степени огнестойкости в соответствии со строительными нормами и правилами по пожарной безопасности зданий и сооружений с кровлей из негорючих материалов (для ВЛ 330-750 кВ только над производственными зданиями электрических подстанций.

3. В охранной зоне ЛЭП (ВЛ) запрещается

  1. Производить строительство, капитальный ремонт, снос любых зданий и сооружений.
  2. Осуществлять всякого рода горные, взрывные, мелиоративные работы, производить посадку деревьев, полив сельскохозяйственных культур.
  3. Размещать автозаправочные станции.
  4. Загромождать подъезды и подходы к опорам ВЛ.
  5. Устраивать свалки снега, мусора и грунта.
  6. Складировать корма, удобрения, солому, разводить огонь.
  7. Устраивать спортивные площадки, стадионы, остановки транспорта, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей.

Проведение необходимых мероприятий в охранной зоне ЛЭП может выполняться только при получении письменного разрешения на производство работ от предприятия (организации), в ведении которых находятся эти сети.

Нарушение требований «Правил охраны электрических сетей напряжение свыше 1000 В», если оно вызвало перерыв в обеспечении электроэнергией, может повлечь административную ответственность:

  • физические лица наказываются штрафом в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда;
  • юридические лица наказываются штрафом от 100 до 200 МРОТ.

Обременение земельного участка – институт, пришедший в современные гражданские отношения из римского права. Считается, что обремененная земля в определенном смысле ущербна по сравнению с другими объектами. Наложенные на недвижимость обременения всегда вызывают беспокойство собственников, хотя нередко они возникают по воле самих хозяев и не всегда несут негативный смысл. Предлагаем рассмотреть природу этого явления, возможные виды ограничений, особенности их возникновения и снятия.

Общая информация об обременениях

В законодательстве нет однозначного ответа, что такое обременение земельного участка. Это понятие содержалось в уже упраздненной ст. 1 ФЗ № 122 от 21.07.1997 . Из закона следовало, что обременениями следует считать условия и запреты, ограничивающие правообладателя в реализации права собственности и иных вещных прав на объекты недвижимости: распоряжения, владения, пользования.

Хотя нормативный акт утратил силу, установленное им определение по-прежнему актуально. Его анализ позволяет понять суть явления и характеристики:

  1. Обременение – это ограничение, стесняющее те или иные права собственника земли.
  2. Оно призвано защищать субъективные права третьих лиц, в пользу которых установлено: кредитора, арендатора, залогодержателя.
  3. Обременение не связано с лишением собственника его прав, поскольку, как правило, носит временный характер.

Чтобы разобраться, что значит обременение на садовый участок, важно понимать, о каком конкретно наделе идет речь. Действующее законодательство содержит около десятка ограничений. Каждое из них имеет уникальный смысл: одни являются мерой ответственности/принуждения, другие – формой обеспечения обязательств, третьи – вещно-обязательственными правоотношениями собственников и третьих лиц.

Читайте также:  Ford mondeo powershift отзывы

При этом все они могут возникать лишь по ограниченному количеству оснований.

Как возникают обременения на землю

Наложение обременения на земельный участок возможно лишь в случаях, определенных законом. Анализ законодательства позволяет выделить три возможных основания:

  • Договор. По нему собственник добровольно ограничивает свои вещные права либо передает их другой стороне, например, по договору аренды.
  • Акт уполномоченного органа. В установленных законом случаях государственные и другие органы могут ограничивать вещные права собственников: решение суда, сельсовета, постановление судебного пристава.
  • Закон или подзаконный акт. Государственные нормативные акты и решения органов местного самоуправления устанавливают некоторые ограничения права в использовании земли: запрет на строительство на территориях сельхозназначения и прочее.

Подобные основания прочно связаны с характером ограничений – для каждого вида обременения предусмотрена конкретная причина. Например, нельзя наложить арест, заключив договор, или обременить землю арендой по решению суда.

Некоторые формы ограничений могут возникать и по нескольким основаниям.

Формы обременений в законодательстве РФ

Гражданское законодательство предусматривает следующие виды обременений земельных участков:

  • земельный сервитут;
  • ипотечный договор;
  • аренда земельного участка;
  • договор концессии;
  • наложение ареста на землю;
  • договор доверительного управления;
  • нотариальный запрет на отчуждение;
  • ограничения на использование земли по закону;
  • ограничения на использование охранных зон.

Каждый из указанных видов имеет свои особенности, на которых стоит остановиться подробнее.

Земельный сервитут

Согласно ст. 274 Гражданского кодекса (ГК), обременение сервитутом – это право ограниченного пользования соседним (или другим) земельным участком. Оно может возникать у соседей:

  • для обеспечения проезда или прохода;
  • для ремонта и реконструкции размещенной на участке недвижимости или линейных объектов;
  • в других случаях, когда их нужды не могут быть обеспечены иным образом.

При возникновении таких обстоятельств лицо, заинтересованное в обременении, заключает с собственником земли соглашение об условиях и сроках ограниченного использования. Владелец при этом вправе требовать денежной или иной компенсации.

Если договориться не удалось, можно установить сервитут в судебном порядке, но для этого заинтересованная сторона должна доказать наличие весомых причин.

Ст. 39.23 Земельного кодекса (ЗК) допускает обременение участка, находящегося в федеральной собственности. Основания для этого те же – реализация прав собственника, а также проведение изыскательных работ, использование недр и так далее.

Если федеральная (муниципальная, региональная) земля предоставлена на праве пожизненного владения, бессрочного пользования или аренды, то именно гражданин, а не государство, должен заключать соглашение или быть ответчиком в суде.

Закон, в соответствии со ст. 23 ЗК, предусматривает и публичный сервитут, который устанавливается решением местных или федеральных органов власти в государственных, муниципальных или общественных интересах. Его налагают на участок, например, для:

  • обеспечения прохода к водоему;
  • размещения межевых знаков или забора водных ресурсов;
  • сенокошения, прогона животных;
  • обустройства дорог или инженерных коммуникаций.

Правообладатель вправе требовать соразмерного финансового вознаграждения за это использование. Если такие требования не выдвигаются, публичный сервитут устанавливается бесплатно.

Ипотечный договор

Ипотека, согласно абз. 2 п. 4 ст. 334 ГК, есть не что иное, как залог недвижимости. Заключая с кем-либо договор ипотеки на земельный участок, физлицо, по сути, предоставляет его в качестве гарантии возврата займа. Если финансовые обязательства не будут исполнены, кредитор имеет право удовлетворить претензии за счет заложенного имущества: земля должника перейдет ему.

Чтобы обеспечить права залогодержателя, ипотека обременяет заложенное имущество. С момента ее регистрации собственник лишается права свободно распоряжаться недвижимостью. Он может продать, подарить или иным образом совершить отчуждение участка только после погашения ипотеки или по согласованию с кредитором.

Согласно ст. 63 ФЗ № 102 от 16.07.1998 «Об ипотеке» , не допускается залог земельных наделов, которые:

  1. Находятся в государственной и муниципальной собственности (за некоторыми исключениями);
  2. Имеют меньший размер, чем норматив, установленный в отношении участков разного целевого назначения.

Договор аренды земельного участка

Если гражданин передал свой участок в аренду, у нанимателя, согласно ст. 606 ГК, возникает право временного пользования и/или владения землей. Вещные права собственника при этом временно прекращаются.

Это не означает, что больше не действуют субъективные права на землю третьих лиц: ранее установленный сервитут, залог и так далее.

Обременение арендой, то есть временное ограничение собственника в пользовании и владении, согласно п. 2 ст. 609 ГК, возникает с момента государственной регистрации договора. Однако ст. 26 ЗК позволяет регистрировать лишь соглашения со сроком действия более 1 года.

На практике аренда обременяет земельные участки только если длится дольше 12 месяцев.

Переход права собственности на землю не прекращает прав арендатора. Даже если у участка сменился владелец, он без веских оснований не может расторгнуть договор аренды до истечения его срока.

Концессионное соглашение

Концессия – редкая форма обременений. По сути, это разновидность аренды, которая, согласно ст. 11 ФЗ № 115 от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях» , имеет целевой характер.

Концессионный договор заключается с концессионером для использования земли в коммерческих целях, оговоренных соглашением, например, для добычи полезных ископаемых или коммерческого строительства.

Концессия земли предполагает обязательное заключение договора аренды в течение 2 месяцев с момента ее возникновения. Именно этот документ, а не концессионное соглашение, порождает обременение участка.

Арест земельного участка

Арест тоже является распространенной формой обременений земли. Он налагается лишь по решению уполномоченного государственного органа:

  1. По определению суда в качестве меры обеспечения иска (ст. 140 ГПК ).
  2. По постановлению судебного пристава в целях обеспечения исполнения решения суда, содержащего требование об имущественном взыскании (ст. 80 ФЗ № 229 от 02.10.2007 ).

Арест, как правило, связан с долгами собственника. В зависимости от суммы задолженности землю можно арестовать, описать и даже продать с торгов.

Наличие ареста подразумевает запрет на распоряжение землей. Собственнику запрещено совершать отчуждение участка в пользу третьих лиц.

Это абсолютный запрет – до снятия ареста правообладатель ни при каких обстоятельствах не сможет:

  • распорядиться землей;
  • образовать новые земельные участки;
  • разделить землю на несколько наделов;
  • иным образом перерегистрировать их.

Если недвижимость не конфискована, арест не запрещает владельцу свободно продолжать ею пользоваться.

Договор доверительного управления

Доверительное управление (ДУ) землей тоже является обременением. Оно возникает на основании договора между собственником и управляющим. Документ, согласно ст. 1017 ГК, подлежит государственной регистрации.

Лицо, которому доверено управление, действует от лица собственника или иного выгодоприобретателя. В рамках своих полномочий управляющий вправе совершать любые сделки и другие юридические действия, если они отвечают интересам правообладателя.

Суть ДУ как обременения вещных прав собственника земли вызывает среди юристов немало споров. Хотя ДУ подлежит госрегистрации, в законе не указывается, что собственник лишается распорядительных и иных вещных прав – он лишь наделяет ими еще одно лицо (управляющего). Следовательно, ДУ нельзя считать классическим обременением.

Земля в налоговом залоге

Налоговый залог – специфическая форма обременения, которая возникает в отношении земельных участков налогоплательщиков, претендующих на получение рассрочки или отсрочки по налоговым платежам (п. 12 Порядка, утв. Приказом ФНС № ММВ-7-8/683@ от 06.12.2016).

Лицо, желающее получить рассрочку/отсрочку, обращается в налоговый орган с заявлением о предоставлении залога.

После этого между ФНС и заявителем заключается договор о налоговом залоге земли. Согласно ст. 73 НК , документ оформляется по общим правилам заключения договора о залоге (ипотеке).

Земельный участок становится гарантией обеспечения налоговых обязательств. Без ведома ФНС собственник не сможет распорядиться землей.

В случае неуплаты налога в оговоренные сроки на предмет залога обращается взыскание.

Нотариальный запрет на отчуждение

Согласно ст. 76 Основ законодательства о нотариате , нотариусы вправе накладывать запрет на продажу, дарение, обмен имущества, в том числе земли. Как показывает практика, зачастую это происходит на основании договоров между финансовыми организациями и физлицами, например, при предоставлении крупных денежных ссуд.

В договоре обязательно должно содержаться условие о лишении заемщика права отчуждать землю.

Однако эта позиция не однозначна. Например, Письмо ФНП № 864/06-12 от 28.05.08 подтверждает, что в законодательстве нет указаний на совершение этого нотариального действия. В то же время ст. 76 Основ позволяет налагать запрет только на основаниях и условиях, предусмотренных в законе.

Таким образом, правомерность нотариального запрещения на отчуждение вызывает сомнения.

Ограничения в специальных зонах

В целях охраны окружающей среды, обеспечения сохранности объектов культурного наследия, безопасной эксплуатации недвижимости могут устанавливаться зоны с особыми условиями использования территорий.

В ст. 105 ЗК перечисляются зоны:

  • охраны объектов культурного наследия;
  • охраны железных дорог;
  • санитарно-защитные;
  • затопления и подтопления;
  • прибрежных защитных полос;
  • особо охраняемых природных территорий;
  • охраняемых военных объектов и более 20 других видов.

Решение об установлении зоны принимает в особом порядке специальная комиссия. Это фиксируется в реестре недвижимости и влечет определенные ограничительные последствия для собственников. Например, если воинская часть наложила обременение на земельный участок, определив его как территорию охраняемого объекта, согласно ст. 107 ЗК, собственник больше не может:

  • осуществлять на нем строительство;
  • пользоваться зданиями и сооружениями;
  • иным образом использовать землю, кроме действий, допущенных решением об установлении специальной зоны.
Читайте также:  Как правильно пристегнуть ребенка в автокресле

Зоны размещения ЛЭП, газо- и водопровода

Участки, на которых оборудованы линии электропередач, газо- и трубопроводы тоже являются охранными зонами. Степень наложенных на собственников ограничений зависит от некоторых особенностей.

Например, обременение земельного участка под ЛЭП предусмотрено Правилами, утв. Постановлением Правительства № 160 от 24.02.2009 . Согласно им, в такой охранной зоне запрещено:

  • строить и сносить любые строения;
  • заниматься сельскохозяйственной деятельностью;
  • садить растения и деревья;
  • складировать корма и материалы;
  • проводить спортивные соревнования и так далее (в случае высоковольтных ЛЭП).

Любые мероприятия в охранной зоне допустимы лишь с письменного разрешения. Сами собственники не ограничены в распорядительных правах – они свободно продают, дарят и иным образом распоряжаются землей.

Участок, обремененный газопроводом или нефтепроводом, тоже ограничен в использовании, в соответствии с Правилами, утв. Постановлением Гостехнадзора № 9 от 24.04.1992. Без особого разрешения на нем можно проводить сельскохозяйственные работы.

Особое разрешение требуется для:

  • строительства;
  • высадки деревьев и кустарников;
  • сооружения проездов;
  • содержания скота;
  • обустройства стоянок транспорта;
  • осуществления других видов деятельности.

Совершать действия, угрожающие целостности трубопровода (разводить огонь, открывать люки, перемещать спецзнаки), категорически запрещено.

Обычные магистральные водопроводы тоже являются предметом установления охранной зоны. Как правило, охранной считается зона в радиусе 5 метров от такой магистрали. В этом месте запрещена самовольная посадка деревьев, строительство, свалка мусора, обустройство дорог и так далее.

Регистрация ограничений

Регистрация обременения на землю в Росреестре является обязательным условием его действия. Требования о регистрации устанавливаются законом в отношении договоров или решений, на основании которых возникают такие ограничения.

По результатам регистрации сведения о наложенных обременениях вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Это – единственный источник, где посмотреть обременения на земельный участок может любой желающий.

Порядок регистрации предусмотрен положениями ФЗ № 218 от 13.07.2015 «О госрегистрации недвижимости» . Процедура зависит от вида ограничений. Например, если это ипотека или аренда, договор и обременение по нему регистрирует одна из сторон. Если арест – сведения о нем в порядке межведомственного взаимодействия передаются в Росреестр чиновниками, наложившими его.

Пройдите социологический опрос!

Проверка обременений

Существует несколько способов, как узнать, есть ли обременение на земельный участок. Все они предполагают получение сведений из ЕГРН. Поскольку он является публичным источником, сведения из него общедоступны.

Надежнее всего обратиться в ближайшее отделение Росреестра и заказать выписку из реестра. Для этого нужно знать адрес надела, его площадь и ФИО правообладателя земли. Аналогичным образом можно запросить документ через МФЦ или направить запрос по почте.

Самый простой способ – проверить обременение земельного участка онлайн. Запросить сведения из ЕГРН в форме электронного или бумажного документа можно при помощи электронного сервиса на сайте Росреестра.

Электронный документ обойдется дешевле бумажного – госпошлина за предоставление выписки составляет 300 и 750 рублей соответственно. Уплатить пошлину необходимо заранее.

Обращаем внимание, что пробить участок на обременение по кадастровому номеру через публичную кадастровую карту не удастся. Такие сведения в ней не размещены.

Снятие обременения

Исключение из реестра недвижимости сведений о наложенных на участок ограничениях происходит в строго оговоренном законом порядке. Оснований для этого множество: то, как снять обременение с земельного участка, зависит от вида наложенного ограничения.

В число оснований входит:

  • окончание срока действия договора аренды, сервитута или несоблюдени условий соглашения;
  • исполнение обязательств и погашение закладной при ипотеке или нотариальном запрете отчуждения имущества;
  • решение органа государственной власти при обременении специальных зон;
  • прекращение исполнительного производства или исполнение обязательства по исполнительному листу и так далее.

Кроме того, снятие обременения с земельного участка в Росреестре возможно по решению суда. Например, если арест судебным приставом был наложен незаконно, должник вправе обжаловать действия чиновника.

Для обжалования нужно подать в районный суд иск, в котором следует подробно описать ситуацию и указать, какие именно действия пристава нарушили закон. Если они будут признаны неправомерными, суд обяжет снять арест.

Посмотрите, как выглядит примерный образец искового заявления о снятии обременения на земельный участок в виде ареста.

Если ограничение возникает правомерно, по договору, процедура снятия обременения происходит таким же образом, как и его наложение: стороны обращаются в Росреестр и подают заявление о погашении записи.

Продажа участка с обременением

Ответ на вопрос, можно ли продать участок с обременением, зависит от его разновидности. По сути, единственное ограничение, которое категорически запрещает сделку купли-продажи, – арест. До его снятия осуществить отчуждение недвижимости невозможно.

Остальные обременения так или иначе допускают куплю-продажу, но с некоторыми особенностями:

  • отчуждение участка под ипотекой, залогом или запрещением на отчуждение возможно лишь с согласия залогодержателя/кредитора;
  • продажа земли с обременением в виде аренды или сервитута не прекращает их. Право использовать землю сохраняется за третьими лицами в том же объеме и после перехода права собственности к покупателю;
  • земли, отнесенные к специальным зонам, могут продаваться без получения разрешения.

Сама процедура купли-продажи каких-либо значимых особенностей не предусматривает. Все происходит по стандартной схеме: заключение договора → подписание передаточного акта → регистрация перехода прав.

Единственное важное условие – уведомление покупателя о наличии ограничений и указание их в документах.

Типовой договор купли-продажи земельного участка с обременением можно посмотреть ниже.

Заключение

Обременение земельного участка – это ограничение вещных прав собственника. Оно возникает на основании закона, договора или решения компетентного органа. Существует несколько видов обременений, и все они по-разному ограничивают права собственника на землю. Самые распространенные:

  • арест,
  • ипотека,
  • аренда,
  • сервитут.

Сведения о них должны содержаться в ЕГРН, иначе они фактически не существуют. Наличие обременений не всегда исключает продажу участка. Абсолютный запрет накладывает лишь арест.

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Имеется в собственности участок ИЖС.

В договоре дарения земельного участка указано, что у участка есть обременение – охранная зона ЛЭП.

Однако, в оформленном позднее свидетельстве о праве собственности указано что у данного участка обременений нет.

Вопрос: дает ли нам право отсутствие обременения в свидетельстве о праве собственности требовать от владельца столба перенести его за границы нашего участка?

Вопрос 2: Если у участка есть обременение в виде охранной зоны ЛЭП, могу ли я обнести участок забором с воротами и закрыть их на ключ, предоставив копию ключа сотрудникам Энергосбыта для беспрепятственного доступа?

Сейчас на этом столбе стоят счетчики Энергосбыта и соседи требуют что бы доступ к столбу был всегда для них открыт. Правомерно ли это?

Ответы юристов ( 5 )

  • 10,0 рейтинг
  • 1511 отзывов

Вопрос: дает ли нам право отсутствие обременения в свидетельстве о праве собственности требовать от владельца столба перенести его за границы нашего участка?

Только на этом основании — нет.

Возможность переноса зависит от того, правомерно ли там была установлена ЛЭП.

Давал ли согласие кто-то из предыдущих собственников участка на это.

Если согласия ни от кого не было, подавайте иска в суд о признании ЛЭП самовольной постройкой и переносе объекта за счёт нарушителя.

Статья 222 ГК РФ Самовольная постройка
1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Также нужно проверить не были ли нарушены требования к установке ЛЭП — но для этого нужно будет обратиться уже к техническому эксперту.

Если нарушения были — то можно также подавать иск в суд.

Сейчас на этом столбе стоят счетчики Энергосбыта и соседи требуют что бы доступ к столбу был всегда для них открыт. Правомерно ли это?

На Вас возложена только обязанность обеспечить доступ обслуживающей организации.

Читайте также:  0888080365Go масло как отличить подделку

А почему соседи требуют? Там счётчики в открытом виде с показаниями соседей? Индивидуальные?

да, на столбе счетчики соседей, но устанавливал их Энергосбыт

Полагаю, что электросчетчики на столбах не являются собственностью соседей, в связи с чем обеспечивать их доступ Вы не обязаны.

да, на столбе счетчики соседей, но устанавливал их Энергосбыт

Вы им предоставлять доступ не обязаны. Если они хотят — пусть обращаются в Энергосбыт для переноса их счётчиков.

  • 10,0 рейтинг
  • 9334 отзыва эксперт

Вопрос: дает ли нам право отсутствие обременения в свидетельстве о праве собственности требовать от владельца столба перенести его за границы нашего участка?

Здравствуйте. На самом деле не совсем ясно куда пропало обременение если оно было на момент продажи. То есть на мой взгляд, Вам необходимо направить владельцу столба запрос, в целях выяснения того, на каком основании указанный объект находится на Вашем земельном участке.

В отсутствии таких оснований Вы можете требовать у владельца столба его переноса за пределы Вашего земельного участка в порядке ст. 304 ГК РФ.

Вопрос 2: Если у участка есть обременение в виде охранной зоны ЛЭП, могу ли я обнести участок забором с воротами и закрыть их на ключ, предоставив копию ключа сотрудникам Энергосбыта для беспрепятственного доступа?

При наличии такого обременения полагаю, что Вы вправе устанавливать забор на своем земельном участке, но с предоставлением доступа именно работникам владельца столба и расположенного на нем электрооборудования.

  • 8,6 рейтинг
  • 2205 отзывов

дает ли нам право отсутствие обременения в свидетельстве о праве собственности требовать от владельца столба перенести его за границы нашего участка?

Нет. Не дает, так как само по себе наличие элемента ЛЭП на Вашем участке автоматически обременяет его охранной зоной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Даже если зона не внесена в ЕГРН — это не дает Вам право требовать переноса столба.

в оформленном позднее свидетельстве о праве собственности указано что у данного участка обременений нет

С большой долей вероятности это не та, так как до 2017 года существовал ГКН и зоны вносились в него и обременяли участок, а не право на него. Поэтому в ЕГРП (в свидетельстве) и было написано про отсутствие обременений. Закажите в Росреестре посредством МФЦ так называемые «расширенную» выписку из ЕГРН в отношении участка. С вероятностью в 100% охранная зона там будет.

Собственно не вижу оснований чтобы Вы не могли это сделать в отношении принадлежащего Вам участка. Доступ Вы сохраняете. Поэтому вполне можно. Насчет

Такой обязанности у Вас нет. Если они считают, что отсутствие доступа к столбу нарушает их право, пусть идут в суд. Но в суде им нужно будет доказать нарушение (ст. 304 Гражданского кодекса РФ). А его тут не вижу.

1. Даёт право, если столб был установлен незаконно, то есть без разрешения собственника. Здесь уже много нюансов — год установки, например. Законодательство следует учитывать именно по году установки столба. На сегодняшний день законодательство гласит: Статья 133.1 ГК РФ

Недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс — совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи)

При этом статьёй 133 ГК РФ предусмотрено, что

Вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

Если столб установлен незаконно, то его перенос возможен по решению суда без вреда, указанного выше, за счёт собственника линии. Если законно, то за ваш счёт.

Добрый день, Алексей!

п. 6. Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 февраля 2009 года N 160 О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон

ЕСЛИ есть в выписке из ЕГРН — значит есть охранная зона, если нет в разделе 4.1, значит ее нет.

IV. Особенности использования сетевыми организациями земельных участков

16. Доступ к объектам электросетевого хозяйства для их эксплуатации и плановых (регламентных) работ осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Для предотвращения или устранения аварий работникам сетевых организаций обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам электросетевого хозяйства, а также возможность доставки необходимых материалов и техники.

17. Плановые (регламентные) работы по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства производятся с предварительным уведомлением собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков. Уведомление направляется в письменной форме почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Направление уведомления осуществляется с учетом определенных в установленном порядке контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции в срок, позволяющий обеспечить его получение не позднее чем за 7 рабочих дней до даты начала проведения соответствующих работ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18 настоящих Правил. В уведомлении указывается продолжительность работ, а также их содержание.

18. Работы по предотвращению или ликвидации аварий, а также их последствий на объектах электросетевого хозяйства могут проводиться без предварительного уведомления собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков. При проведении указанных работ сетевые организации обязаны направить уведомление собственникам (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) соответствующих земельных участков не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала работ.

Вопрос: дает ли нам право отсутствие обременения в свидетельстве о праве собственности требовать от владельца столба перенести его за границы нашего участка?

Вопрос 2: Если у участка есть обременение в виде охранной зоны ЛЭП, могу ли я обнести участок забором с воротами и закрыть их на ключ, предоставив копию ключа сотрудникам Энергосбыта для беспрепятственного доступа?

Если установлена ОЗ не можете.

Можете если хотите, а правила я привел. Но добрососедство же нужно!

Если установлена ОЗ не можете.

Могут и имеют полное право, как собственники согласно статье 209 ГК РФ. В остальном вы правы.

Конечно могут, но если смогут оспорить установление ОЗ согласно:

II. Установление охранных зон
5. Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

6. Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее — сетевая организация).

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 года N 444.

После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.

Прошу поделиться этой записью с друзьями:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector