Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о сигналах и жестах регулировщика, которые предусмотрены правилами дорожного движения. В теории все сигналы регулировщика достаточно просты, однако на практике именно при появлении регулировщика на перекрестке многие водители впадают в полное недоумение.

Связано это с тем, что гораздо чаще регулируемые перекрестки регулируются сигналами светофора, а регулировщики движения появляются лишь в исключительных ситуациях.

И именно в этих ситуациях на перекрестке чаще всего и начинается полная неразбериха, так как многие водители либо уже не помнят жесты регулировщика со времен автошколы, либо вообще никогда их не знали.

Сигналы регулировщика для пешехода

Сигналов регулировщика в ПДД всего 3, однако они имеют разное значение для разных участников дорожного движения:

  • пешеходов;
  • транспортных средств;
  • трамваев.

Сигналы регулировщика для трамваев в этой статье рассматривать не будем, а вот о пешеходах и транспортных средствах поговорим подробнее.

Итак, если Вы увидели на перекрестке регулировщика, то первое, что Вам нужно определить, – это кем Вы являетесь: пешеходом или водителем транспортного средства (например, автомобиля или велосипеда). После этого по жестам регулировщика нужно определить, можно ли Вам двигаться.

В пункте 6.10 ПДД расписаны все сигналы регулировщика в порядке их следования, однако на практике более удобным является другой подход. После того, как Вы увидели регулировщика, Вам нужно в первую очередь понять, при каких его жестах разрешено движение именно Вам, не ориентируясь на других участников дорожного движения. При соответствующем жесте Вы сможете продолжить движение.

Рассмотрим жесты регулировщика для пешеходов. Замечу, что на перекрестке пешеход может оказаться лишь в двух возможных ситуациях:

  1. нужно перейти дорогу, которая уходит направо (красная стрелка);
  2. нужно перейти дорогу, которая уходит налево (синяя стрелка).

Пусть пешеходу из примера необходимо перейти проезжую часть по красной стрелке. Пешеход может переходить дорогу в следующих ситуациях:

  • руки регулировщика вытянуты в стороны (одна – налево, вторая направо);
  • правая рука регулировщика вытянута вперед и он стоит спиной в сторону дороги, которую собирается пересечь пешеход.

На левой картинке руки регулировщика вытянуты в стороны и пешеход может двигаться по красной стрелке. Обратите внимание, что в данном случае траектория пешехода пересекается с траекториями автомобилей, поворачивающих направо, однако автомобили должны уступить дорогу пешеходу. Кроме того, регулировщик с вытянутыми в стороны руками может стоять к нам не только лицом, но и спиной. Движение в этом случае также будет разрешено.

Движение по синей стрелке на первой картинке запрещено.

Рассмотрим правую картинку. На ней регулировщик расположен спиной к нам и его правая рука вытянута вперед. В данном случае также можно переходить дорогу по красной стрелке и нельзя по синей.

Обратите внимание, что если регулировщик стоит лицом к нам и его рука вытянута вперед, то движение пешехода по красной стрелке запрещено.

Итак, приближаясь к перекрестку пешеход должен ожидать следующих сигналов регулировщика:

1. Руки вытянуты в стороны. Одна рука показывает направление, с которого пришел пешеход, а другая – направление, по которому пешеход собирается продолжить свой путь.

2. Рука регулировщика вытянута вперед. Он стоит спиной к дороге, которую пешеход собирается пересечь.

Обратите внимание, что если рука регулировщика вытянута вверх, движение пешеходов запрещено. Однако поскольку на практике пешеходы в основной массе не знают сигналов регулировщика, сотрудники ГИБДД предпочитают сначала остановить транспортный поток подняв вверх правую руку, а затем жестами показать пешеходам, что они могут идти. Это не запрещено правилами.

Замечу, что за переход проезжей части на неправильный сигнал регулировщика на пешехода может быть наложен административный штраф, который будет рассмотрен позже.

Сигналы регулировщика для водителя

Рассмотрим сигналы регулировщика, которые предназначены для водителей автомобилей и других транспортных средств. При подъезде к перекрестку Вы должны четко знать, в какую сторону Вы собираетесь двигаться и, естественно, занять правильное положение на проезжей части.

На стандартном перекрестке водитель может выполнить один из четырех маневров:

  • поворот направо;
  • движение прямо;
  • поворот налево;
  • разворот.

Рассмотрим их по очереди.

Поворот направо:

Маневр разрешен при следующих жестах регулировщика:

1. Руки регулировщика вытянуты в стороны и одна из рук показывает на то направление, с которого мы приехали;

2. Правая рука регулировщика вытянута вперед и показывает на направление, с которого мы приехали;

3. Правая рука регулировщика вытянута вперед и показывает налево.

Движение прямо:

Движение прямо разрешается, если:

1. Руки сотрудника ГИБДД вытянуты в стороны и одна из рук показывает на направление, с которого Вы приехали.

2. Правая рука вытянута вперед и показывает налево.

Во всех остальных случаях движение прямо запрещено.

Поворот налево и разворот:

Поворот налево и разворот на перекрестке, регулируемом сотрудником полиции, разрешены лишь в одном случае, который приведен на изображении выше. Правая рука регулировщика должна быть вытянута вперед и показывать налево.

Обратите внимание, что при выполнении разворота на перекрестке, регулируемом регулировщиком, Ваша траектория будет пересекаться с траекторией автомобилей, приближающихся слева и выполняющих поворот направо. В данном случае следует уступить им дорогу, т.к. эти транспортные средства приближаются к Вашему автомобилю справа (рассматривается то место на перекрестке, где траектории автомобилей пересекаются).

Особенности проезда перекрестка с регулировщиком

Обычно в автошколах не говорят про то, что перекресток с регулировщиком – одном из самых опасных мест на дороге. И дело здесь даже не в том, что водители стремятся переехать самого регулировщика, хотя и такие случае происходят довольно часто.

Читайте также:  Камри 2015 технические характеристики

Итак, две основные проблемы:

  1. Любой автомобиль с любого направления может поехать в любой момент. Многие водители до сих пор не знают сигналов регулировщика, поэтому могут поспособствовать возникновению ДТП.
  2. Регулировщик может подать сигнал, которого нет в ПДД. Эта ситуация более сложная. На практике мне приходилось видеть регулировщика, который стоял с вытянутой вперед левой (не правой) рукой. В описанной ситуации рекомендую оставаться перед перекрестком и ожидать более адекватного жеста.

Штрафы за невыполнение сигналов регулировщика

Штраф для пешеходов, которые перешли проезжую часть по неправильному сигналу регулировщика, в настоящее время составляет 500 рублей.

Штраф для водителя, который проехал перекресток по неправильному сигналу, более суров – 1 000 рублей, а в случае повторного нарушения – 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев (с 1 сентября 2013 года). Если Вы хотите получить подробную информацию об изменениях штрафов, то рекомендую прочитать серию статей "Изменения штрафов с 1 сентября 2013 года". Кроме того, полный перечень штрафов Вы можете найти в таблице штрафов ГИБДД.

Напоследок предлагаю Вам ознакомиться с видео, в котором подробно рассматриваются сигналы светофора и сигналы регулировщика:

Кстати, если у Вас возникают проблемы с изучением жестов регулировщиков, то рекомендую найти на улицах Вашего населенного пункта перекресток с регулировщиком и постоять около него в течении 20-30 минут. Уверен, все сразу же встанет на свои места.

Запомнить жесты регулировщика для трамваев не сложнее, более того, наверное даже проще. Запомните одно простое правило: "трамвай ходит из руки в руку", т.е. каждый жест регулировщика для трамвая – одно единственное направление движения, одной рукой регулировщик как-бы зовет трамвай, а другой показывает куда можно поехать.

Решая задачи, в которых присутствуют трамваи и регулировщик, ученики часто испытывают затруднения, причина которых – попытка решить задачу "одним махом", увидел и сразу выдал ответ. Так оно потом и будет, но в начале нужно привыкнуть, гораздо проще будет решить задачу частями: отдельно для трамвая и отдельно для автомобилей, а затем уже устанавливать общую очередь.

Рис. 7 Жесты регулировщика (Пример №1) Итак, для трамвая этот жест разрешает движение направо, двигаться прямо трамваю нельзя. Для автомобиля этот жест так же разрешает поворот направо, выполнить поворот можно. Складываем две половинки и получаем, что автомобиль едет первым, а трамвай ждет своего разрешающего жеста.
Рис. 8 Жесты регулировщика (Пример №2) В этой ситуации жест регулировщика разрешает трамваю проехать перекресток в прямом направлении, туда он и собирается – двигаться трамваю можно Легковому автомобилю жест разрешает продолжить движение прямо или направо – выполнить поворот авто можно. В результате получается, что можно ехать и трамваю и автомобилю, но трамвай в равных условиях на движение имеет преимущество, соотвественно первым проедет пе
8. Начало движения, маневрирование
Применение указателей поворотов Я думаю, не нуждается в пояснениях тот факт, что взаимопонимание участников движения вносит огромный вклад в безопасность. Далеко не только исполнение Правил дорожного движения позволяет нам в целости и сохранности добраться до места, но умение предвидеть развитие событий на дороге, это как в шахматах – чем дальше может шахматист прогнозировать развитие партии, тем профессиональнее и успешнее он играет. Прогнозы строить, можно только опираясь на действия и намерения оппонентов, а единственное средство общения на дороге – указатели поворотов. Включил вовремя указатель, остальные успели среагировать и принять необходимые меры. Учтите, подача сигнала не дает водителю никаких преимуществ. Любое изменение положения на дороге должно сопровождаться предварительным включением указателей повротов, а если они остутствуют или неисправны – водитель подает сигналы рукой. Хотелось бы обратить ваше внимание на слово "предварительно" – оно значит, что вы должны подать сигнал указателем поворота (рукой) так, чтобы ваши соседи по дорогеоднозначно поняли ваши намерения и успели среагировать на ваш маневр. На практике перед началом самого маневра стоит дать возможность поворотке успеть сработать 3-4 раза. При отсутствующих или неисправных указателях поворота, водитель показывает сигналы рукой, при этом сигналу левого поврота соответсвует отведенная в сторону левая рука водителя или правая рука, согнутая в локте под прямым углом вверх. Правому сигналу соответствует отведенная в сторону правая рука или левая, согнутая в локте под прямым углом вверх. Начало движения При начале движения, водитель только собирается стать участником движения, все же остальные уже ими являются. Поэтому при начале движения нужно уступить дорогу всем, кто уже двигается. К началу движения приравниваются выезды с прилегающих территорий и из дворов. При начале движения, даже если вы намериваетесь продолжить движение прямо, обязательно включают указатели поворотов.
Рис. 1 Въезд и выезд из жилой зоны Водители обоих автомобилей обязаны уступить доргогу пешеходу, двигающемуся по тротуару. Водитель синего автомобиля уступает дорогу т.к. выезжает из жилой зоны (по сути, начинает движение), а водитель красного автомобиля т.к. выполняет поворот (правила выполнения поворотов рассмотрены ниже).

Перестроение

Перестроение — изменение полосы для движения. Перестроение это маневр, который приходится выполнять чаще всего, он входит в состав обгона и объезда, перед поворотами и разворотами необходимо перестроится в соответствующий ряд. Перестроение бывает двух видов: простое — одно транспортное средство меняет полосу для движения, другое продолжает движение по соседней полосе; взаимное — оба транспортных средства взаимно меняют полосу для движения.

Читайте также:  Определить краску авто по вин коду

Существует негласное правило — всегда тот, кто что-то меняет, пропускает того, кто не меняет ничего. Таким образом, простое перестроение выполняется с преимуществом водителя двигающегося в попутном направлении.

Есть еще одно правило, известное практически всем, даже людям далеким от дорожного движения — правило помехи справа. Действует это правило во всех случаях, когда иными способами невозможно установить очередность, то есть когда водители абсолютно равны в своем праве двигаться. В качестве примера разберем такую ситуацию: выезжая со стоянки, два автомобиля одновременно подъезжают к воротам, сразу оба они не помещаются, требуется определиться, кто же проедет первым. В этом случае как раз без правила помехи справа не обойтись — проедет первым тот, кто находится правее. Как видите, мы применили правило помехи справа даже не на дороге, а на прилегающей территории, т.е. оно универсально. Точно такая же ситуация складывается при взаимном перестроении, и соответственно, оно выполняется с преимуществом водителя находящегося справа.

Рис. 2 Варианты перестроения Вариант I – простое перестроение, выполняется с преимуществом красного автомобиля Вариант II – взаимное перестроение, выполняется с преимуществом синего автомобиля

При выполнении перестроения существует определенная трудность в определении транспортных средств, находящихся позади и чуть сбоку от вашего автомобиля. Есть такая территория позади автомобиля, когда находящиеся там транспортные средства не видны ни в зеркалах заднего вида, ни при повороте головы, эту территорию еще называют «мертвой зоной». Убедится в том, что там никого нет достаточно просто, перед началом перестроения включите указатель поворота и сделайте небольшую паузу (указатель поворота должен сработать 3-5 раз), соседний водитель успеет среагировать, он либо замедлит свое движение и вы увидите его в зеркалах, либо ускорит его и вы увидите его сбоку от себя, либо подаст звуковой сигнал, обращая на себя внимание.

Рис. 3 "Мертвая зона" В процессе движения водитель в идеале должен просматривать местность на все 360°, но увы не всегда это возможно. Существует территория, которая не видна прямым взглядом и в зеркалах заднего вида, ее еще называют "мертвой зоной". При выполнении перестроений, а также при обгонах, объездах, поворотах и разворотах жизненно необходимо убедиться в отсутствии ТС в этой зоне.

Повороты

Повороты выполняются либо направо, либо налево, но вне зависимости от направления поворота существуют общие моменты:

· необходимо предварительно перестроится в соответствующую полосу для движения (при повороте направо это крайняя правая полоса, при повороте налево это в зависимости от количества полос на проезжей части и наличия трамвайных путей: либо крайняя левая попутная полоса, либо средняя полоса, либо трамвайные пути попутного направления);

· необходимо заблаговременно включить указатель поворота соответствующий направлению поворота;

· необходимо уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть на которой будет завершен поворот.

Существуют и отличия:

· при повороте направо водитель обязан по возможности завершить поворот в крайней правой полосе, а при повороте налево он может выбрать для завершения поворота любую попутную полосу (при наличии реверсивного движения, также как и при повороте направо, завершать поворот необходимо в крайней правой полосе);

· при повороте налево необходимо уступить дорогу встречным, двигающимся прямо или направо, выехав при этом на перекресток.

Есть два исключения, когда можно выполнить поворот не из соответствующего ряда, например, повернуть направо не с крайнего правого, а например, со второго или третьего:

· если габариты транспортного средства не позволяют выполнить поворот с нужного ряда (при соблюдении мер предосторожности);

· при въезде на перекресток с круговым движением (более подробно этот вариант мы рассмотрим чуть ниже).

На занятиях в автошколе обучают жестам регулировщика, предъявляя их на картинках и даже с пояснениями, однако на практике их не отрабатывают. Да и в условиях городских улиц организовывают движение светофоры, а инспектора ГИБДД выходят с этой целью крайне редко (только если на оживлённой магистрали неисправен светофор). Вот и получается, что к моменту встречи водитель уже не помнит значения взмахов руки, создавая тем самым помехи другим участникам движения.

Виды жестов регулировщика на дороге

Для подачи сигналов инспектор использует диск с красным световозвращателем или чёрно-белый жезл. Предупреждение о смене положения подаётся звуковым сигналом — свистком. Со стороны может показаться, что регулировщик размахивает руками как дирижёр перед оркестром. Однако это далеко не так: в арсенале инспектора всего три вида жестов, которые предупреждают участников движения, разрешают им движение либо запрещают какие бы то ни было перемещения.

Предупреждающие

Поднятая вверх рука запрещает перемещение любых транспортных средств, в том числе и трамваев и пешеходов. Увидев этот жест, каждый из участников движения должен остановиться.

Если машина в этот момент находилась на перекрёстке, а пешеход начал переходить улицу, то им следует незамедлительно завершить манёвр

Этот сигнал используют для расчистки перекрёстка при необходимости освободить дорогу для спецтранспорта. После него следует перемещение корпуса и рук инспектора. Он заменяет собой жёлтый сигнал трёхцветного светофора. Предупредить о начале нового манёвра регулировщик может и свистком.

Разрешающие

Вытянутые в стороны руки разрешают движение машин слева и справа от регулировщика прямо или с поворотом направо, а тем, кто находится напротив инспектора или за его спиной, двигаться строжайше запрещено.

Если инспектор стоит к вам спиной или грудью, а руки вытянуты в сторону, стоит расценивать это как красный сигнал светофора

Читайте также:  Ниссан мурано 2 поколения отзывы владельцев

Если регулировщик стоит с опущенными руками, то смысл этого жеста аналогичен разведённым в сторону рукам.

На практике, увидев инспектора, опустившего руки, водители перестают обращать на него внимание и начинают руководствоваться указаниями дорожных знаков

Если правая рука вытянута вперёд, а левая смотрит в сторону, то двигаться имеют право машины:

  • со стороны груди инспектора только направо;
  • со стороны левого бока — во всех удобных для них направлениях.

Вытянутая в сторону рука регулировщика с жезлом напоминает шлагбаум, соответственно движение в эту сторону запрещено

Для всех остальных транспортных средств движение запрещено. При выполнении поворотного манёвра водитель обязан пропустить пешеходов, даже если в этом месте отсутствует пешеходный переход.

Ещё один камень преткновения для неопытных водителей — совершение левого поворота или разворота: до регулировщика или за ним? В правилах нет прямого указания для этого случая, однако пункт 8.6 однозначно запрещает выезд на встречку при совершении этого манёвра. Поэтому чтобы на глазах у автоинспектора не заработать лишение водительских прав, рекомендуется приступать к выполнению поворотного манёвра за регулировщиком.

Запрещающие

Легко запомнить и другое запрещающее манёвр положение регулировщика: если он стоит спиной к водителю или пешеходу, то двигаться в такой ситуации никому из них нельзя.

Двигаться могут лишь пешеходы, переходящие дорогу за спиной инспектора

Если вытянутая вперёд правая рука инспектора перекрывает полосу движения стоящего справа от него автотранспорта, то жест этот достаточно ясен — для этих машин движение запрещено.

Один и тот же жест регулировщика может иметь разное значение для автомобиля и трамвая

Ещё один запрещающий сигнал — инспектор стоит лицом к водителю, а правая рука с жезлом расположена на уровне груди, перекрывая её. Этот жест также равносилен красному сигналу светофора для всех, кто находится перед регулировщиком.

При этом правила дорожного движения разрешают автоинспектору использовать и другие сигналы при условии, что они будут понятны всем участникам движения. Вот некоторые из них:

  • рука с жезлом совершает движение по круговой траектории — требование об ускорении проезжающих транспортных средств;
  • левая рука перемещается вверх-вниз или вправо-влево — призыв быстрее завершить поворот налево;
  • если траектория левой руки совмещает взмахи вверх, вниз и налево, то это сигнал водителям к завершению манёвра правого поворота;
  • при поднятой правой руке инспектор может взмахами левой руки разрешить окончание манёвра выехавшим на перекрёсток машинам.

Жесты для трамваев

Разрешающий жест с вытянутыми в разные стороны руками для трамваев трактуется несколько иначе, чем для безрельсового транспорта. Если последние в этом случае могут перемещаться прямо или с поворотом направо, то водитель трамвая может пустить свой транспорт только в прямом направлении.

При вытянутой вперёд правой руке и смотрящей в сторону левой конечности водитель трамвая может:

  • с левого бока двигаться только налево;
  • со стороны груди — только направо.

Знать значение жестов для трамваев необходимо и водителю автомобиля, поскольку в некоторых ситуациях приоритет рельсового ТС не будет иметь значения. Так, если оба водителя находятся перед грудью регулировщика, который вытянул вперёд правую руку, то в этой ситуации желающий двигаться вперёд трамвай останется на месте, а машина может повернуть направо, не дожидаясь трамвая.

Для пешеходов

Жесты регулировщика должны понимать и пешеходы, чтобы не создать аварийную ситуацию:

  • движение на грудь и на спину инспектора всегда запрещено вне зависимости от положения рук;
  • если руки разведены в разные стороны, то в этот момент переходить дорогу могут те пешеходы, кто находится слева и справа от инспектора, при этом направление их движения должно быть параллельно его спине или груди;
  • если правая рука направлена вперёд, а левая смотрит в сторону, то для пешеходов самым безопасным будет перемещение за спиной инспектора;
  • поднятая вверх правая рука запрещает перемещения в любом направлении.

Самый безопасный вариант перемещения пешеходов — за спиной автоинспектора, достаточно запомнить это положение.

Штрафы за нарушение

Сигналы регулировщика на дороге занимают «пальму первенства» по приоритету для водителей, далее следуют светофор, дорожные знаки и разметка.

Указания регулировщика — закон даже для машин со спецсигналами (сирена и проблесковые маячки).

При несоблюдении указаний инспектора нарушителю грозят следующие штрафные санкции:

  • от 800 до 1000 рублей при первом проезде на запрещающий знак регулировщика;
  • до 5 000 рублей и лишение водительских прав на полгода при повторном непослушании;
  • 1000 рублей — для пешеходов, не соблюдающих указания инспектора;
  • 1500 рублей, если неподчинение сигналам регулировщика стало причиной аварии, повлекшей вред здоровью лёгкой и средней степени тяжести.

Как легко запомнить

Для запоминания жестов используют разные техники. Вот одна из них — сокращение правил до нескольких словосочетаний:

  • трамваи двигаются «из рукава в рукав» регулировщика;
  • автомобили перемещаются таким образом, чтобы не пересекать руки автоинспектора;
  • для пешеходов открыт переход за спиной постового.

Помогают быстро вспомнить в нужный момент значение взмахов рук и простые стихотворные строки.

Любую информацию проще всего запомнить, если она представлена в стихотворной форме

Таким образом, жесты регулировщика необходимо знать и соблюдать не только водителям, но и пешеходам. Запомнить всё многообразие его положений рук и корпуса можно с помощью наглядных картинок-памяток, забавных стихотворений или простых правил: из рукава в рукав — для трамваев, не ехать под руку — для автомобилистов, иди за спиной — для пешеходов.

Прошу поделиться этой записью с друзьями:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector