Некоторые люди считают, что скутер – это постыдное средство передвижения, которое символизирует то, что вы не умеете ездить на мотоцикле. Однако это довольно странная точка зрения. Так как скутер – это всего лишь более простой и удобный способ передвижения для тех, кто не гонится за скоростью, но при этом хочет ездить на двух колесах. Так что ничего постыдного в том, чтобы использовать данное транспортное средство. Особенно с учетом того, что вы можете использовать практически все то же снаряжение, что и для мотоцикла. Отличным примером может послужить боковой кофр на скутер – вы также можете установить его с обоих боков своего транспортного средства, чтобы иметь возможность перевозить определенное количество багажа.

Кофры

Для начала необходимо более подробно рассказать, для чего именно вам нужно устанавливать боковой кофр на скутер. Если вы не в курсе, то кофр – это контейнер, обычно выполненный из пластика, который крепится на транспортное средство, чтобы компенсировать отсутствие багажного отделения. Для мопедов существует всего два вида кофров – боковые и задние. В данной статье речь пойдет про первые, так как они крайне эффективны и при правильном подборе могут позволить вам перевозить внушительное количество груза. Обратите внимание на то, что боковые кофры устанавливаются сразу с двух сторон. Ведь скутер – это безопасное транспортное средство, поэтому не стоит испытывать удачу и создавать искусственный перевес в одну сторону. Если же с каждой из сторон будет находиться боковой кофр на скутер, баланс не будет нарушен, а вы сможете возить с собой большое количество багажа.

Дополнительные особенности

Как вы уже поняли, скутер предназначен для безопасной езды, у него прекрасная управляемость и высокая устойчивость на дороге – в отличие от мотоцикла, который вам нужно постоянно контролировать, причем делать это на большой скорости. Скутер же ничего подобного не требует и ведет себя на дороге очень спокойно и предсказуемо. Однако даже в этом случае все равно найдется, куда прогрессировать, и в этом вам поможет боковой кофр на скутер. Дело в том, что установка этих контейнеров по бокам вашего мопеда немного сместит его центр тяжести вниз, тем самым обеспечив еще большую устойчивость на дороге. А ведь это именно то, чего хочет каждый водитель данного транспортного средства – и все это еще к тому же дает место для хранения и перевозки различных вещей. Так что внимательно выбирайте пластиковые кофры для скутеров, чтобы они идеально подходили вашей модели и не просто добавляли вам объем для хранения, но еще и повышали качества вашего транспортного средства на дороге.

Пластиковые кофры

В первую очередь вам нужно рассматривать пластиковые кофры для скутеров, потому что они являются наиболее качественными и надежными. Они сделаны из высококлассного пластика с добавлением специального полимера, который делает ваш грузовой контейнер удароустойчивым, а также жаро- и влагопрчным. Проще говоря, пластиковые кофры являются наилучшими на рынке – и они имеют очень приятный внешний вид, особенно если хорошо за ними ухаживать, чтобы их блеск сохранялся надолго. Однако если вы не хотите платить много денег за несколько литров объема для хранения и перевозки багажа, то можете приобрести дешевый кофр для скутера.

Тканевые кофры

В продаже имеются не только пластиковые кофры – есть и более дешевые аналоги, которые изготавливаются из ткани. Они устанавливаются точно так же, как и пластиковые, но при этом имеют ряд недостатков. Например, они не такие прочные, не защищают содержимое от ударов, а также от иного внешнего воздействия. Они являются первым же объектом для воров, которые сразу же заприметят ткань, которую можно за две секунды разрезать, пока вы отойдете на пару минут. Ну и, конечно же, вместимость таких кофров страдает – что уж говорить о внешнем виде, который вообще оставляет желать лучшего.

Установка кофров

Один из самых интересных процессов – это установка кофра на скутер. Дело в том, что существуют разные модели скутеров, которые отличаются друг от друга многим, в том числе и внешними деталями. Ну а контейнеры, естественно, не производятся под каждую конкретную модель, а делаются универсальными. Так что вам нужно будет использовать специальные крепления или кронштейны, чтобы закрепить боковой кофр в нужном вам месте. Некоторые модели контейнеров могут закрепиться и без использования дополнительных материалов, но все же чаще встречаются ситуации, в которых нужны крепления – и они, к счастью, поставляются в комплекте с самими кофрами. Только не забудьте сообщить, какая именно у вас модель скутера, чтобы вам положили соответствующие кронштейны в комплект.

Цена кофров

Ну и, конечно же, абсолютно всех водителей волнует еще один важный вопрос, затрагивающий кофр для скутера – цена. Во сколько обойдется покупка кофров? Здесь очень многое зависит от качества покупаемой продукции. Для вас явно не будет проблемой отыскать тканевые кофры за 2000 российских рублей, но далеко не все хотят пользоваться именно такими контейнерами. Поэтому вам стоит ориентироваться на цену до десяти тысяч рублей – именно столько будет стоит среднестатистический пластиковый кофр неплохого качества и достаточного объема. Но если вы мечтаете о чем-то гораздо более впечатляющем и стоящем, то и заплатить вам придется больше, чем за обыкновенный кофр для скутера. Цена на лучшие модели контейнеров может достигать двадцати тысяч российских рублей, но здесь вы уже будете уверены, что получили именно то, на что рассчитывали. Подобные кофры имеют большой объем, стильный внешний вид, а также обеспечивают вашему скутеру значительное улучшение в управляемости. Но никто не сможет решить за вас, какие именно кофры вам нужны – некоторым людям достаточно тканевых вариантов, а кто-то хочет получить все самое лучшее и качественное. В любом случае дополнительное место для багажа будет вам важно в любой форме, чтобы вы ни выбрали. И если вы повесите себе два боковых кофра, а также добавите к ним задний, то получится отличный комплект, способный вместить практически любой багаж.

Читайте также:  Как снять стартер на поло седан

Кофр для скутера – разновидность и назначение – Скутер-Эксперт — онлайн журнал о скутерах и технике

Багажные отделения скутера иногда не способны вместить всю поклажу. На помощь в данном случае придет кофр. Кофр – это, грубо говоря, ящик, устанавливаемый на задний багажник скутера. Кофр может быть абсолютно различных размеров и форм, изготавливаться как из пластика, так и из металла.

Чаще всего можно встретить на рынке кофры из пластика. Они дешевле, легче, проще своих более дорогих металлических братьев. Вообще, металлический кофр – это прерогатива мира мотоциклов и для скутера он не уместен.

Итак, если багажного пространства вашего скутера вам не хватает и вы решили обзавестись кофром, стает вопрос, какой же кофр купить именно для вашего скутера. Первое, на что нужно обратить внимание, предусматривает ли ваша модель скутера установку кофра, если нет, возможно, нужно докупить специальные крепления.

Оцените площадку багажника, ее размеры, затем сравните эти показатели с посадочным местом того кофра, который вы выбрали в магазине. Сможете ли вы закрепить его? Возможно, потребуется докупить дополнительные крепежные элементы и пластины.

Кофр для скутера может выполнять также роль спинки для пассажира, если конечно конструкция вашего аппарата позволяет находиться кофру непосредственно за сиденьем. Но и опираться на него особо нельзя. Спинка может быть изготовлена из мягкого материала для комфорта пассажира.

Кофр для скутера может также сниматься с посадочной площадки нажатием специальной кнопки. Такие кофры обычно оборудованы рукояткой для переноски и могут служить для владельца скутера своеобразным чемоданом. Если кофр остается на посадочном месте, его можно зафиксировать с помощью ключа, чтобы обезопасить его от преднамеренного воровства. Естественно, такие модели будут стоить несколько дороже, но в первую очередь, необходимо решить, нужна ли вам эта опция. Будете ли вы периодически снимать кофр по ненадобности? Если да, берите именно съемную модель, если же кофр будет установлен на багажнике вашего скутера на постоянной основе, обратите внимание на несъемные модели, они дешевле, а также меньше шансов, что кофр будет украден.

Рассмотрим схему установки кофра на современный китайский скутер, а также его устройство и особенности крепления:

Болт M6х1.0х30мм, сталь

Болт M6х1.0х35мм, сталь

Шайба фигурная 6.8х34х1.0мм, сталь

Шайба 6.6х18х1.0мм, сталь

Шайба пружинная 6мм, сталь

Гайка M6х1.0мм, сталь

Замок кофра, сталь

Винт с крестообразным шлицем M6х1.0х16мм, сталь

Клипса M6х1.0, сталь

Кофр в сборе, пластик

Болт M6х1.0х16мм, сталь

Шайба фигурная 6.8х34х1.0мм, сталь

Платформа крепления кофра, сталь

Прокладка кофра, резина

Установка кофров на мотоцикл

Установкой кофров на мотоцикл пренебрегать не стоит. По крайней мере, если вы собираетесь колесить не только по городу и ближайшим окрестностям. Кофры позволят вам взять в мотопутешествие весь необходимый багаж. Но если халатно подойти к вопросу установки кофров, то может произойти какая-нибудь неприятность. Вы же не хотите потерять багаж, тем более в многих сотнях километров от дома? Следовательно, надо сделать всё сразу так, чтобы потом не пришлось переделывать. Тонкостей тут, конечно, немного, и они зависят от типа используемых кофров.

Предположим, вы используете классические кожаные кофры, как на фото выше. Они обычно крепятся перекидным методом, но этого явно недостаточно, если их не закрепить более тщательно, они будут парусить, болтаться на ветру и подпрыгивать на дорожных неровностях, а это чревато тем, что они могут оторваться. И, опционально, улететь в лобовое стекло едущему сзади товарищу. Чтобы этого избежать, стоит поставить стальные рамки под кофры. Можно приобрести как сделанные специально под вашу модель мотоцикла рамки, так и универсальные. Цена универсальных рамок составляет примерно полторы тысячи рублей, но качество зачастую хромает. Так, у меня подобный девайс дважды лопался по сварному шву.

Как бы то ни было, установка рамок ограничит подвижность кофров. К тому же если у вас на мотоцикле сзади не один амортизатор под «хвостом», а два, то установка рамок тем более обязательна, иначе амортизаторы «пожуют» их заднюю стенку, да и сами кофры будут висеть неровно. А когда рамки будут установлены, кофры стоит привязать к ним ремешками или верёвками, если с их тыльной стороны этого всё равно видно не будет.

Если кофры у вас текстильные, то всё аналогично, только их нужно непременно привязывать к рамкам покрепче. Текстиль легче кожи, и, если этого не сделать, пустые кофры будут на ходу взлетать выше сиденья, а от напора ветра и на кочках запросто оторвутся. Если же кофры сделаны из пластика или алюминия, то тут всё интереснее. По сути, такие кофры ставятся на рамки, но рамки эти обычно иной формы — они плоские, и с поддержкой снизу, которая выполняет роль полки. Кофры стоят на этой полке, и с тыльной стороны крепятся болтами.

Уделить внимание качеству рамок и болтов стоит самое пристальное. И не забывайте, что от вибраций болты и гайки иногда раскручиваются, так что стоит использовать шайбы или фиксатор резьбы. К тому же такие кофры сами по себе весят больше текстильных или кожаных даже в пустом состоянии, а это значит, что подойти к вопросу их крепления надо со всей ответственностью.

Если же вы ездите, к примеру, на мощном мотоцикле, способном развить высокую скорость, пересмотрите свой скоростной режим на время путешествия. Большинство производителей кофров не гарантирует надёжность крепежей на скорости выше 140 км/ч, и для этого есть основания. Оторванные напором ветра на скорости в 200 км/ч боковые или центральные кофры — случаи нечастые, но и не исключительные.

Установка кофра на скутер, выбор и рекомендации

Если у вас мопед, скутеретта или скутер с маленьким «унитазом», а может и большим, но вам все равно постоянно не хватает места, куда упаковать багаж, то следует задуматься о кофре. На рынке можно найти экземпляры начиная от 20-25 долларов, и заканчивая кофрами в 400-500$. Все зависит от качества, страны изготовителя, размера кофра, а также от дополнительных примочек, таких как подсветка изнутри, специальные замки, светодиоды и стопы.

Читайте также:  Подшипник задний нексия артикул

Как правило, даже самый дешевый кофр будет выполнять свои функции. Вы можете оставить в нем шлем (подбирать надо индивидуально для шлема, во многие кофры шлем интеграл не влазит), куртку, другие принадлежности.

Итальянское качество кофра Givi, стоимостью 450$, с встроенными светодиодами 24шт.

Большой черный кофр Givi, с матовой крышкой и светодиодами в стопах и габаритах. Специальный механизм замка. Стоимость около 550$.

Как вы заметили, данный сегмент кофров, стоимостью, практически с бюджетного китайского скутера, не по карману нам, и я думаю, на наших бюджетных «китайцах» и б/у «японцах» мы их не увидим. Но в Европе они очень популярны.

Большое количество китайских скутеров выпускаются уже с предустановленными кофрами, естественно, самого низкого качества, но для начала можно и не менять.

Встречаются также кофры и на более дорогих моделях, например марки Zongshen, которая также производится в Китае, но славится хорошим качеством и более дорогой продукцией, по цене практически достающей до «японцев», выпущенных на китайских заводах.

Кофры, установленные заводом изготовителем на скутерах Zongshen, довольно неплохого качества

Европейские же скутеры, особенно спортивные модели, такие как легендарная Aprilia sr50, не имеет багажника, поэтому выпускаются специальные крепления для кофров.

Разновидности кофров для мотоцикла

Дата публикации: 24 сентября 2017.

Мотоциклы уже давно не используются исключительно для того, чтобы «погонять» по дорогам и восхитить окружающих скоростными возможностями «железного коня». Сейчас байки активно используются для путешествий на дальние расстояния, что в свою очередь требует определенного багажа. Казалось бы, данные средства не предназначены для перевозки габаритных вещей, но это не совсем так. Кофр для мотоцикла позволяет иметь под рукой все необходимое в дороге.

Подобные аксессуары просто незаменимы для любого мотоциклиста, поэтому производители приложили все усилия для того, чтобы выпустить многочисленные вариации дорожных сумок, навесных бардачков и прочих полезных вещей. Однако такой большой модельный ряд кофров для мотоциклов затрудняет выбор начинающих мото путешественников. Сегодня мы попробуем его упростить, рассмотрев самые распространенные варианты альтернатив багажникам.

Виды кофров

Исходя из формы и расположения, изделия делятся на несколько категорий.

Боковые кофры

Данные изделия практически идентичны двойными сумкам, которые на диком западе ковбои перекидывали через круп лошади. Боковые кофры используются для той же цели и очень напоминают ковбойский аксессуар. Такие изделия считаются самыми вместительными, поэтому они пользуются у байкеров наибольшей популярностью.

Боковые кофры располагаются по бокам за сиденьем, между амортизатором и бензобаком. Таким образом, сумки находятся позади водителя. Такие изделия очень удобны не только потому, что в них помещается больше вещей, но и по той причине, что они выполняют защитную функцию. Боковые кофры закрывают аккумулятор и прочие узлы мотоцикла, которые байкер желает скрыть от сторонних взглядов.

Если говорить о минусах такого багажника, то стоит отметить:

  • значительное увеличение габаритов транспортного средства;
  • невозможность передвижения с пассажиром;
  • боковые кофры часто подбираются не по размеру байка, из-за чего они могут перекрывать задние амортизаторы.

Также при выборе боковых кофров стоит отдавать предпочтение изделиям, оснащенным термоустойчивыми панелями, так как аксессуар находится в непосредственной близости с выхлопной трубой. Из-за перегрева боковые кофры часто деформируются, поэтому стоит уделить особое внимание материалу этого изделия.

Крепление боковых кофров байков среднего и большого размера осуществляется при помощи систем Monokey. Такие изделия выгодно отличаются усиленной крепежной конструкцией. Также в продаже можно найти съемный крепеж, который при необходимости можно оставить в гараже.

Однако стоит учитывать, что боковые багажные отделения не рекомендуется использовать тем, кто любит ездить на больших скоростях. Есть большой риск, что кофр оторвется.

Задние кофры

Данные мотоциклетные изделия крепятся на спинку пассажирского кресла (если она есть) либо прямо к заднему крылу или багажнику. Такой тип багажных сумок также пользуется популярностью у байкеров. Если они закреплены на спинке заднего сидения, то не будут мешать пассажиру. Если же установить задний кофр непосредственно за водителем, то изделие будет играть роль спинки, на которую он сможет облокачиваться.

Качественные багажные отсеки этого типа оснащаются светоотражателями и стоп-сигналами, что позволяет увеличить видимость транспортного средства в темное время суток.

Задние мотокофры бывают нескольких видов:

  • «Батон». Изделие этого типа представляет собой сумку вытянутой формы, которая устанавливается позади водителя. Также есть более маленькие «батоны» для хранения напитков, фиксирующиеся на вилке или переднем крыле.
  • «Сундук». Это самая распространенная разновидность кофра заднего типа. В сумке можно хранить больше вещей, кроме этого сундук защищает спину байкера.
  • «Капля». Пользуется наименьшей популярностью, так как вмешает не так много вещей и негативно сказывается на аэродинамике мотоцикла.

Данные кофры на мотоцикл крепятся при помощи систем Monokey, Monolock или ремней.

Сумки на бак

Изделия этого типа представляют собой сумки со множеством креплений. Размер кофра относительно небольшой, так как он устанавливается на баке байка. Верхние мотосумки отлично подходят для хранения документов. Также на них часто можно увидеть прикрепленные навигаторы, смартфоны и прочие гаджеты. Все благодаря дополнительным крепежам для девайсов.

Изделия, прикрепляющиеся на бак, необходимо выбирать в зависимости от материала, из которого изготовлена крышка бензобака. Если она металлическая, то рекомендуется приобрести сумку на магнитах. Если бак пластиковый, то обычно используются кожаные нашивки или альтернативные крепежные элементы.

Туринговые кофры

По сути, это изделие представляет собой моторюкзак с чехлом от дождя. Туринговые модели не так сильно распространены, так как их можно заменить обычным рюкзаком, поясной или набедренной сумкой, которая обойдется намного дешевле. Однако стоит учитывать, что специализированные изделия изготавливаются из более прочных и надежных материалов, что также очень важно при долгих путешествиях.

Материал изготовления

Кофры изготавливаются из самых разных материалов, каждый из которых обладает своими особенностями.

Кофры для мотоцикла, изготовленные из кожи, считаются самыми популярными. Как правило, они выпускаются двух цветов: черного и коричневого. Могут быть изготовлены из:

  • «Специальной» кожи. В этом случае речь идет о кожаных кофрах на мотоцикл, изготовленных не только из кожи, но и из пластика. Благодаря этому гибридные изделия не намокают и не деформируются. При этом толщина материала не должна составлять менее 3 мм.
  • Искусственной. Это более тонкий материал, однако, он больше подходит для использования в условиях бездорожья, так как такие кофры стоят намного дешевле и не промокают. Внешне они почти не отличаются от аналогов из натуральной кожи.
Читайте также:  Как правильно поставить подкрылки

Если говорить о фиксации, то стандартный кожаный кофр на сиденье крепится перекидным способом. Однако этого недостаточно. Чтобы изделия не парусили и не подпрыгивали на каждой кочке, под сумки нужно обязательно установить рамки (универсальные или подобранные по модели байка).

Пластик

Пластиковые кофры обычно изготавливают из монолитного материала, отличающегося достаточной прочностью и легкостью. Такой же пластик, как правило, применяют при производстве рекламных щитов, а также в самолетостроительной отрасли. Именно из пластика изготавливаются самые качественные сумки на «хвост» мотоцикла, а также кофры бокового расположения. При этом толщина материала должна составлять не менее 2 мм, а стенки изделия, которые прилегают к самому мотоциклу, должны быть еще толще.

Пластиковые боковые и задние багажники отличаются высокой прочностью и долгим сроком службы (более 20 лет). Однако минус этого материала заключается в том, что из него невозможно изготовить более мелкие изделия для хранения вещей. Объем аксессуаров из пластика составляет от 30 до 48 литров, при грузоподъемности до 10 кг.

Текстиль

Этот материал используется для изготовления кофров крайне редко, из-за его малого веса. Пустые текстильные мягкие кофры для мотоцикла постоянно подпрыгивают во время движения, а из-за сильного напора ветра и вовсе могут оторваться. Поэтому если вы планируете использовать такие аксессуары, то их придется дополнительно фиксировать.

Алюминий

Алюминиевые кофры стоят дороже аналогов, однако они намного долговечнее. Такие металлические изделия также устанавливаются на рамки. Однако эти поддерживающие элементы обычно отличаются от изделий для хранения вещей по форме, так как они плоские и, по сути, представляют собой полки, на которые устанавливаются алюминиевые кофры. Чтобы аксессуары надежно крепились на рамках, они фиксируются при помощи болтов.

Если говорить о лучшем материале, то, разумеется, мягкие изделия будут стоить намного дешевле, при этом крепление текстильного кофра на мотоцикл осуществляется намного проще. Однако такие аксессуары не сохранят вещи от дождя или от поломки в случае падения. В жестких сундуках из алюминия или в кофрах пластиковых можно хранить более ценные вещи (фотоаппараты, камеры, ноутбуки и прочее), при этом их срок службы намного дольше.

Помимо материала изготовления, стоит обратить внимание на систему крепления багажного отделения, так как от этого будет зависеть сохранность груза и безопасность других участников движения.

Особенности крепежных систем

Самыми надежными и популярными крепежными системами считаются Monokey и Monolock. При этом они значительно отличаются друг от друга:

  • Система Monolock была изобретена специально для мопедов и мотоциклов малой кубатуры. Такие рамки выдерживают груз весом не более 3 кг. При этом в линейке этой серии не предусмотрено изделий для боковых кофров. Обычно в комплект системы входят переходные пластины, которые без труда устанавливаются для любых универсальных мотобагажников.
  • Система Monokey предназначена для более «серьезных» агрегатов средней и большой кубатуры. Максимальный вес груза может доходить до 10 кг. При этом для крепежей используются более прочные материалы. Также система часто оборудуется дополнительными стоп-сигналами и другими световыми элементами.

Итак, выбор той или иной системы зависит от типа байка. Определившись с ним остается только разобраться во многообразии буквенных обозначений характеристик крепежей.

Подбираем крепеж

Чтобы подобрать изделие, максимально подходящее для мотоцикла, рассмотрим следующую таблицу.

Серия Для каких площадок используется Особенности Приблизительная стоимость, руб
Monorack F Monokey, Monolock M3 Как правило, применяется для мотоциклов, выпущенных в конце 90-х начале 00-х годов 2 400
Monorack FL Monokey M35 Сегодня система уже не выпускается. Предназначена для спортбайков конца 90-х 5 500
Monorack FZ Monokey M5/M7, Monolock M5M/M6M Для большинства современных байков 2 400
Givi 1000F Monokey M3, Monolock MM Универсальная система, подходит как для классики, дорожных байков и прочих типов 5 600
Givi PL Monokey Для боковых кофров из пластика 8 500

Стоит учитывать, что при использовании систем PL и PLX требуется предустановленное крепление рамки кофра Monorack серии F/FZ. Некоторые модели байков позволяют обойти дополнительную установку верхнего багажа. Однако если вы не планируете его использовать, стоит подобрать другой вариант.

Также в продаже встречаются модели PLR и PLXR. Они отличаются от аналогов более простой конструкцией, которую намного проще демонтировать в случае необходимости. В этом случае водителю не придется возить с собой кофры постоянно.

Крепления PLA и PLB подходят для боковых и верхних кофров. Они встречаются крайне редко и используются для довольно старых моделей мотоциклов (например, Yamaha TDM850).

Также можно приобрести систему серии TE, которая отлично подойдет для крепления сумки, оснащенной крепежами Easylock. Также их часто используют в качестве опорных рамок для текстильных сумок.

В заключении

Для редких мотоциклов обычно выбирают более специфические системы, предназначенные только для одной или нескольких моделей байков. Поэтому сумка на бак мотоцикла должна соответствовать «железному коню». Для этого стоит оценить характеристики транспортного средства и рекомендации производителя.

Как правило, даже самый дешевый кофр будет выполнять свои функции. Вы можете оставить в нем шлем (подбирать надо индивидуально для шлема, во многие кофры шлем интеграл не влазит), куртку, другие принадлежности.

Как вы заметили, данный сегмент кофров, стоимостью, практически с бюджетного китайского скутера, не по карману нам, и я думаю, на наших бюджетных «китайцах» и б/у «японцах» мы их не увидим. Но в Европе они очень популярны.
Большое количество китайских скутеров выпускаются уже с предустановленными кофрами, естественно, самого низкого качества, но для начала можно и не менять.

Встречаются также кофры и на более дорогих моделях, например марки Zongshen, которая также производится в Китае, но славится хорошим качеством и более дорогой продукцией, по цене практически достающей до «японцев», выпущенных на китайских заводах.

Прошу поделиться этой записью с друзьями:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector